Рецензия на фильм «Паранормальное явление»

Фильм «Паранормальное явление» вызвал огромный ажиотаж в США, а затем и в мире. Снятая еще в 2007 году картина была выпущена в широкий прокат только в 2009 году и то, только после того, как предварительный ограниченный показ превысил все рекорды посещаемости. Естественно, самое занимательное в этой истории то, что бюджет Паранормального явления составляет … 15 000 долларов. За эти же деньги в фильме «Аватар» Кэмерона вам покажут только одного светящегося жучка. Ну, или двух, если воспользуетесь скидкой. Даже так называемые низкобюджетные фильмы в Голливуде снимаются за гораздо большие деньги. В общем, по меркам современного кинопроизводства сумма эта настолько смехотворная, что даже куры не смеются.

А теперь представьте, что фильм, который снят за 15 килобаксов ручной видеокамерой в пределах одного двухэтажного дома, собирает в мировом прокате больше 160(!!) миллионов долларов, причем 100 из них приходится на повидавшую всё и вся киношную Америку. Удивлены? Я думаю, что больше всех эта новость поразила самих создателей фильма, которые явно не планировали так скоро стать мультимиллионерами.

Сюжет фильма прост до безобразия. Молодая пара, Мика и Кэти, он – трейдер, она  — учится на преподавателя, живут вместе 3 года, после чего выясняется, что Кэти с 8 лет преследуют некие потусторонние силы, которые мешают ей спать, шепчут в темноте ночи ее имя и вообще ведут себя антисоциально и неподобающе. Пара решает на ночь установить в своей спальне видеокамеру, чтобы удостовериться в наличии или отсутствии у Кэти хорошо развитой паранойи…

Создатели картины, без всякого сомнения, даже если они и отрицают это, идут по стопам «Ведьмы из Блэр». Даже странно, что за 10 лет никто не попытался повторить феноменальный успех этой любительской ленты, которая в 1999 году, при бюджете в 60 000 долларов собрала в мировом прокате 248 миллионов. Видимо, каждый кому приходила в голову подобная идея, считал ее слишком очевидной, а вот режиссер и сценарист Орен Пели не стал долго ходить вокруг да около…и таки попал в яблочко.

Перед тем как приступить к просмотру, я почитал несколько отзывов и к своему удивлению выяснил, что аудитория зрителей разделилась четко на две части – первая считает что фильм – откровенная дешевка (и в этом они, черт побери, правы, как  никогда), что это профанация и вообще нифига не страшно; вторые, наоборот, уже внесли фильм в пантеон самых страшных пугалок десятилетия. Обе половины сходятся только в одном – финал разочаровал в той или иной мере всех.

Должен сказать, что после просмотра мне бы искренне хотелось примирить обе враждующие стороны, так как, в какой-то мере, правы все. С одной стороны, фильм действительно можно смело сократить где-то на полчаса без видимой потери «качества». С другой стороны, кто бы и что бы ни говорил, с точки зрения жанра, фильм сделан очень грамотно. Что главное в фильме ужасов – литры крови, страшные монстры, безумные крики жертв?? Нет, нет и еще раз нет. Грамотно построенный хоррор заставляет зрителя пугать самого себя, соединяя воедино происходящее на экране и воображение сидящих в зале. Заставляя напряженно вглядываться в темноту в ожидании каждого шороха или мимолетного движения тени. Да, в «Паранормальном Явлении» нет спецэффектов, именно поэтому большинство пугающих моментов зритель домысливает сам, а не получает уже в разжеванном виде. Плюс стилизация под хоум видео, безусловно, заставляет сильнее верить тому, что творится по ту сторону объектива камеры. Актеры ведут себя естественно, и это единственное что от них требуется, т.к. большинство эмоций они изображают в кромешной тьме.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. На фоне мощных, сверкающих доспехами блокбастеров и многомиллионных проектов, на фоне ремейков «Пятницы, 13-е», «Техасской резни бензопилой» и пр., очень малобюджетный, но грамотно продуманный проект смотрится вполне достойно. Ну и конечно не стоит забывать, что в наше время реклама и маркетинг могут создать (и подчас создают) мегаслона из любой, даже самой малюсенькой мушки.

Что дальше? А дальше в планах Paramount pictures, которые выкупили права на прокат фильма, запуск сиквела, причем аж в 2012 году. Учитывая, что оригинал был снят за 1 неделю, ребята из Paramount отвели себе достаточно времени на проработку сценария. Правда, помнится мне, подобный вариант развития событий в отношении «Ведьмы из Блэр» провалился целиком и полностью. Тем не менее, Paramount ежегодно собирается вкладывать 1 скромный миллион долларов в 10 не менее скромных проектов по 100 тысяч каждый. И ждать, авось опять бахнет? Ну, и мы подождем.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий