Рецензия на фильм «Ва-банк» (Vabank, 1981) и Ва-банк 2: Ответный удар (Vabank II, czyli riposte, 1985)

(Этой статьей я открываю на блоге рубрику «Киноклассика», в которой будут публиковать мои, никому не нужные, рассуждения по поводу старых и проверенных временем фильмов)

Дилогия Юлиуша Махульского демонстрировалась в советском прокате, как правило, на вечерних сеансах в виде двухсерийного фильма. Именно поэтому, а также учитывая тот факт, что второй фильм действительно напрямую связан с событиями и героями первой части, я объединил обе картины в одну рецензию…

Свой первый фильм для польского телевидения Юлиуш Махульский снял в 1979 году, в возрасте 24 лет, а уже спустя 2 года из под пера начинающего кинематографиста вышел знаменитый «Ва-банк», который по праву считается классикой польского развлекательного кино. У молодого поляка как-то сразу сложились отношения с прокатной системой Госкино, поэтому наш зритель, вплоть до памятных событий 1991 года, был в курсе его творчества. В 1984 на экраны СССР вышла «Сексмиссия» (естественно получившая в наших кинотеатрах более корректное название «Новые амазонки»), затем в 1985 продолжение «Ва-банка», которое удачно «спаяли» с первым фильмом, в 1987 – «Кингсайз» и, наконец, в 1989, под занавес существования Советского Союза, наши успели даже снять совместный проект «Дежа Вю». Более поздние ленты Махульского у нас уже популярностью не пользовались, так как, начиная со времен видеобума, постсоветский зритель получил открытый доступ к голливудской продукции, и все произведения из стран бывшего соцлагеря автоматически перешли в категорию второго сорта. Тем не менее, режиссер по-прежнему снимает свое кино, в частности в 2004 году он выпустил картину «Винчи», которую, из-за схожести по сюжету с первыми «Ва-банками», наши, жадные до денег, локализаторы окрестили «Ва-банк 3».

Первый фильм дилогии, «Вабанк», безусловно, был создан на основе и под впечатлением от великолепного шедевра Джорджа Роя Хилла «Афера» (The Sting, 1973) с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом. Этот фильм, вообще, породил целый жанр, более поздними представителями которого являются и итальянский «Блеф», и голливудская трилогия про «друзей Оушэна», и совсем недавнее «Ограбление на Бейкер-стрит». И должен сказать, несмотря на то, что успех «Аферы» польскому режиссеру, естественно, повторить не удалось, его первый художественный фильм снят, как говорится, в лучших традициях.

Основой для сюжета стала история о медвежатнике Хенрике Квинто, который, отсидев 6 лет за ограбление банка, выходит на свободу, и выясняет, что его бывший подельник, Густав Крамер, засадивший его за решетку, теперь так называемый «вор в законе», прячущийся за респектабельной должностью банкира. При этом Крамер продолжает обманывать и даже убивать людей, в частности он избавился от близкого друга Квинто, Тадеуша, который подозревал банкира в финансовых махинациях. Узнав об этом, Квинто, изначально планировавший «завязать», связывается со своим давним приятелем Датчанином, вместе с которым они решают отомстить Крамеру и лишить его самого ценного, его денег. В результате хитроумного ограбления, главным обвиняемым становится сам владелец банка, а удачливые грабители выходят сухими из воды.

Вторая часть как раз и начинается с того, что Крамер, получивший 8 лет отсидки, совсем не собирается отгулять свой срок полностью и при помощи старых связей на воле и оставшихся денег, сбегает из тюрьмы спустя 2 года после событий первого «Ва-банка». Естественно, что за время пребывания на нарах, банкир лелеял надежду отомстить Квинто, поэтому первым делом, теряя всякую осторожность, Крамер нанимает наемного убийцу. После того, как попытка убить Квинто провалилась, бывший банкир решается на рискованный шаг – он похищает его дочь, и при помощи шантажа заманивает своего врага в ловушку. Правда, излишняя самоуверенность и в этот раз сыграла с Крамером злую шутку, вследствие чего все его планы побега к своим банковским счетам в Швейцарию проваливаются, и он снова оказывается в местах не столь отдаленных.

Главную роль в обеих лентах исполнил родной отец режиссера, Ян Махульский, с которым Юлиуш продолжал сотрудничать в творческом плане вплоть до самой смерти Яна, в 2008 году. Имена остальных актеров вряд ли что-то скажут российскому зрителю, они больше известны у себя на родине. Тем не менее, должен отметить, сыграны и поставлены оба фильма на весьма должном уровне, а исполнители главных ролей заслуживают всяческих похвал.

Резюме: Смотреть обязательно. Мода на ретро то уходит, то приходит, но подобные удачные картины появляются, к сожалению, редко. И хотя в жанре «фильмов про ограбление банка» уже практически все сказано, надеюсь, тех, кто еще не видел польский вариант, он приятно удивит.

P.S. Мне случайным образом попалась на глаза оригинальная версия «Ва-банка 2», на которую была сверху наложена звуковая дорожка советского дубляжа. Таким образом, выяснилось, что та версия, что демонстрировалась у нас, была короче минут на 6-7, и часть моментов таки была вырезана вездесущей советской цензурой. Определить это очень просто, так как в моментах, которые не вошли в дублированный вариант, герои неожиданно переходят на родной польский язык.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

1 Comment

1 Trackback / Pingback

  1. Классика жанра - Ограбление по-польски | Grabr

Оставить комментарий