Рецензия на фильм «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still, 2008)

С определенного момента в Голливуде, где в неделю на экраны кинотеатров или прямиком на DVD выходит столько кинофильмов, сколько в России за полгода, стало очень заметно снижение % оригинальных и свежих идей. Поэтому с каждым годом количество всевозможных сиквелов, приквелов, спин-оффов, переработок и, главное, ремейков увеличивается. Раньше американцы, в основном, переснимали под свои реалии европейские ленты, но кризис постепенно наступил и в старушке Европе, поэтому остался лишь один надежный источник – собственные классические и не очень фильмы. Как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Но, увы, далеко не всегда подобное «обновление» идет на пользу оригиналу.

Режиссер Скотт Дерриксон, до постановки ремейка «Дня, когда Земля остановилась», был известен только одним проектом – «Шесть демонов Эмили Роуз», неоригинальной по замыслу, но неплохо снятой мистической драмой. Тем не менее, эта картина пользовалась зрительским успехом и принесла своим создателям, при бюджете в 19 миллионов, 144 миллионов мировых сборов. Но вернемся к нашим баранам…

Итак, сюжет. Лохматый 1928 год. Заснеженные вершины каких-то индийских гор. Почему индийских? А черт его знает, да и какая разница, все равно снимали в Канаде. Ссылка на Индию, чтобы зритель сразу почувствовал интернациональность фильма. Небритый будущий образчик ДНК, внешне похожий на Киану Ривза, находит в снегу светящийся шар, прикасается к нему, падает в обморок, очухивается, многозначительно смотрит на припухлость на своей руке и…Всё. На этом вступление заканчивается. Мораль же такова: во-первых, перед тем как лапать руками предметы неизвестного происхождения, лучше кинуть в них чем-нибудь с расстояния, например, альпенштоком. Во-вторых, Ривзу совсем не идет борода.

После этого мы переносимся в наши дни. Хелен Бенсон (Дженнифер Коннелли)  — мать-одиночка с очень распространенной профессией  — астробиолог-теоретик. В один прекрасный вечер к Хелен домой приезжают суровые и ни фига не понимающие агенты ФБР и увозят ее в даль в голубом вертолете на большом самолете. А точнее, на военную базу в Нью-Джерси, где Хелен в компании кучи перепуганных ученых разных специальностей узнает от представителя некой проправительственной секретной организации о том, что через 1 час и 8 минут прямо в центр Манхэттена свалится некий космический объект и всему сущему настанет феерический Пестец. Первоначально предполагалось, что объект пролетит мимо, но потом он почему-то решил-таки залететь на чай с плюшками. Причем плюшки будут такие, что крошки со стола потом собирать будет просто некому. Зачем, спросите вы, сообщать об этом за час, да и еще в обстановке полной секретности? Не знаю, но так смотрится величественней. А этот таймер с обратным отсчетом на весь экран? Я думаю, комментарии излишни.

И вот, когда уже все задержали дыхание в ожидании большого Биг-Бада-Бума…опа, и ничего не происходит. Точнее, ничего глобально катастрофического (поклонники Эммериха на этом моменте плюются и уходят с сеанса). В центральный парк Нью-Йорка приземляется уже знакомый нам светящийся шарик, только побольше, откуда на встречу с вездесущей астробиологичкой Хелен выходит самый настоящий инопланетянин. И тут же получает заряд свинца в грудь. Потому что не фик тут! Приземляться! В нашем! Парке! Впрочем, у пришельца тоже в рукаве был козырь, потому что через пару секунд из глубин шара вышел огромный железный детина (Роберт Дауни мл. здесь не причем) и как давай всем выключать электричество и портить слух ультразвуком. Раненного пришельца же, под шумок, укатили на крытых носилках в больничку, где положили на операционный стол и начали искать вену, чтобы вставить капельницу. Правда, вскоре выяснилось, что пришелец лишь внешне выглядит странно, а на самом деле это биоскафандр, внутри которого находится наш старый знакомый из 1928 года, только, с учетом пожеланий, гладко выбритый.

Пришелец по имени Клаату (Киану Ривз) растет не по дням, а по часам, и вскоре его уже вовсю допрашивает Минобороны в лице боевитой Реджины Джексон (Кэти Бейтс), которой приказано выяснить во чтобы то ни стало, кто эти пришельцы и с какой целью они тут приземляются. Доходит даже до того, что бедняге решают вколоть сыворотку правды и поместить под детектор лжи. С первым не проходит по причине внезапного приступа непокорности у Хелен Бенсон. Что касается детектора, то дознаватель буквально не пережил этого интервью, так как Клаату подключил его в электрическую цепь прибора, посмотрел через его глаза во все видеокамеры здания, спер костюмчик 48-го размера и вышел из здания через черный вход.

Дальнейшее действие фильма разбивается на 3 направления. С одной стороны военные силы США всячески пытаются подавить инопланетную угрозу, для чего используется весь арсенал, за исключением ядреных бомб. По словам Джексон, пришельцы проникли в Главный компьютер, выкачали оттуда всю информацию и теперь их просто нельзя отпустить с имеющимися у них на руках данными. Поэтому елочную игрушку посреди парка атакуют с земли и с воздуха, а железного голема обкладывают титановыми стенами и направляют в ближайшую подземную лабораторию для анализов. С другой стороны, весь мир, при виде этой непроходимой тупости, бьется в истерике. Париж, Лондон, Москва и Бомбей срочно эвакуируют своих жителей в деревни, так как всем непонятно, что это за шар у америкосов и как долго он/они/оно будет терпеть все эти издевательства. Повсюду массовая паника, мирные жители стремительно упаковывают пожитки, а мародеры тащат цветные телевизоры из магазинов, потому что на черно-белых экранах вся эта мутотень с Шаром смотрится не так эффектно.

И наконец, третья линия развития событий, которая касается главных героев. Здесь все гораздо скучнее. Клаату, Хелен Бенсон и ее малолетний отпрыск, юный последователь движения им. Павлика Морозова, бесцельно перемещаются по карте Америки. Сначала им приспичило съездить в лес, где Клаату объясняет Хелен, что, мол, вы ребята все испортили, ваша планета – уже не ваша, и вообще «ты болезнь, а я лекарство», после чего включает все шарики на планете, и они улетают в космос, забрав с собой «каждой твари по паре». Хелен с такой постановкой вопроса, естественно, не согласна, и предлагает сгонять к знакомому биологу-альтруисту, чтобы поговорить о смысле жизни, послушать Баха и порисовать мелками. Сынуля Джейкоб-Павлик, который первоначально предлагал пришельца просто кокнуть, «так, на всякий случай», понял, что его предложение не нашло кворума, и решил тупо сдать мерзавца властям. Поэтому вскоре за героями прилетает уже 3 голубых вертолета, но Клаату силой мысли делает так, что на базу вернется только один…

В конце концов, проникнувшись слезами астробиологов, оживив пару тел при помощи нехитрых манипуляций с электричеством и поняв суть жизни на нашей планете, где правит Любовь, Клаату решает в последний момент отменить Армагедец и оставить все как есть.

Признаюсь, даже если забить на все идиотские нестыковки сюжета, а так же не обращать внимания на кучу ляпов и откровенных штампов, фильм все равно не станет лучше. И это, учитывая, что над сценарием ремейка работал, в частности, Эдмунд Х. Норт, который участвовал в написании сценария для оригинального фильма, а также является обладателем «Оскара» в этой области за фильм «Паттон».

Да, согласен, общая идея правильная и моральный посыл имеется. Но почему-то этот же нравственный смысл в «Пятом элементе» смотрится намного привлекательней. Ужасная игра актеров частично объясняется тем, что так их персонажи прописаны в сценарии. Киану Ривз продолжает играть Избранного, изображая на своем лице максимум три выражения: хмурое, загадочное и суровое. Дженнифер Коннелли здесь на подтанцовке, чтобы попытаться выдавить слезу из особо чувствительных зрителей. Остальные персонажи словно сделаны из картона, и появляются на экране, чтобы выдать набор стандартных клише.

За спецэффекты отдельное «фи». Единственное, что понравилось – железный голем с огненным взглядом. Жучки, съедающие все на своем пути – это «Лангольеры». Светящийся шар – это просто светящийся шар. Вот и все визуальные пиршества. Простите, не впечатлило.

Вывод. Ремейк фильма 51-года откровенно не удался. Да, фильм не стал коммерческим провалом, и собрал в мире приличную кассу. Но это в данном случае скорее удивляет, чем радует. Ужасно написанный сценарий, который вобрал в себя все штампы и клише лент про «первый контакт», откровенно слабая актерская игра и режиссура. Рекомендуется для одноразового и бесплатного просмотра только в целях ознакомления.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

2 Comments

  1. Блин фильм хоть и не новый но я его не смотрел. Ничё поправимо. А Киану Ривза тоже люблю как актёра! Спасибо за обзорчик 😉

1 Trackback / Pingback

  1. День, когда Земля остановилась - Остановите Землю, я сойду. | Grabr

Оставить комментарий