Стивен Кинг — Король ужасов на большом экране, часть II

Первая часть здесь.

1990 – 1999гг. – 36 фильмов. Наверное, самый успешный и в то же время разочаровывающий период в плане сотрудничества Кинга с кинематографом. Во-первых, на экран переносятся самые значительные книги писателя – это и «Оно», и «Противостояние», а также «Мизери», «Темная половина», «Нужные вещи», «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля». Во-вторых, сборы от экранизаций впервые превышают планку в 100 миллионов, причем дважды – сначала этот рубеж покорился в 1992 году «Газонокосильщику» (150 миллионов в мировом прокате), а спустя 7 лет на пьедестал взошла «Зеленая миля» (The Green Mile, 1999) – 136 млн. на родине и 286 в мире. В это десятилетие зритель наконец-то узнал Кинга не только как автора страшилок, но и оценил его серьезные вещи. После ошеломительного успеха «Побега из Шоушенка» и 7 номинаций на Оскар, а также после Оскара за лучшую женскую роль в 1990, который получила Кэти Бейтс за «Мизери», в Голливуде наконец поняли, что Кинг – это не только количество, но и высокое качество. На этой волне успеха все стремились посотрудничать со знаменитым писателем: в 1997 сам Майкл Джексон использовал идеи Кинга для своего музыкального клипа «Ghosts», а в 1998 по сюжету мастера сняли один из эпизодов легендарного сериала «Секретные материалы» (X-Files)…

Тем не менее, 90-е – это и период разочарований. Очевидные провалы нескольких лент – «Ночная смена», «Темная половина» и «Худеющий» едва смогли окупить свои бюджеты, а «Способный ученик» и сиквел «Кэрри» с треском провалились в прокате. Идеи автора стали, что называется, жить своей собственной жизнью. Так, в 90-х было запущено две франшизы: «Иногда они возвращаются» (всего сняли 3 фильма – в 1991, 1996 и 1998) и «Дети кукурузы» (после оригинала 1984 года выпустили еще 6 продолжений, а также телевизионный ремейк в 2009). Обе франшизы были основаны на коротких рассказах, сюжета которых едва хватило для создания оригинальных фильмов. Поэтому все последующие продолжения, нещадно эксплуатируя идеи своих предшественников, становились все хуже и хуже.

Отдельно нужно вспомнить, что в этот период под экранизацию попали и самые масштабные, эпические полотна Кинга – романы «Оно», «Противостояние», «Золотые годы» и «Томминокеры». Все эти книги, к сожалению, были сняты в формате минисериалов для телевидения, что естественно не могло не отразиться на качестве постановки. Эти постановки погубила сама масштабность экранизируемых книг, сериалы показались зрителю слишком затянутыми. Вместо того, чтобы сконцентрировать идеи в одном, пускай и длительном по хронометражу, художественном фильме, авторы уделили слишком много внимания мелким деталям и второстепенным персонажам, при этом упустив главные и очень важные посылы этих произведений. Особенно обидно за впустую растраченный потенциал первых двух – будем надеяться, в недалеком будущем, Голливуд еще вернется к ним. Еще один телесериал – «Буря столетия» (Storm of the Century, 1999) —  вышел в свет не благодаря очередному произведению автора; Стивен Кинг сам написал оригинальный сценарий.

2000 — ?? – с начала нового столетия на экраны уже выпущено, запущено в производство или находится в разработке более 60 фильмов по рассказам и романам писателя. К сожалению, общие тенденции американского кино и литературы, естественно, коснулись и произведений Кинга. Сам автор, как и режиссеры, которые обращаются к его творчеству, предпочитают использовать уже имеющийся материал и повторно разрабатывают те или иные идеи, не стремясь создавать что-то принципиальное новое.

Основная масса экранизаций в нулевые годы была сделана для телевидения и произведения Кинга, старые или новые, все меньше волнуют большой кинематограф. Тем не менее, ряд известных картин за этот период всё же сняли. Так, в 2001 вышли «Сердца в Атлантиде» (Hearts in Atlantis) c Энтони Хопкинсом. Как экранизация фильм заслуживает всяческих похвал, но как самостоятельное произведение, увы, лента оказалась слишком камерной и откровенно скучноватой, чтобы заинтересовать широкий круг зрителей.

В 2002 опять несколько фильмов и тотальный коммерческий коллапс. Из 6 картин можно вспомнить только минисериал «Особняк Красной Розы» (Rose Red), к которому Кинг специально написал оригинальный сценарий. Сиквел «Порождающая огонь 2» прошел незамеченным, как и два ремейка: «Мертвая зона» Роберта Либермана и «Кэрри» Дэвида Карсона, оба снятые для телевидения.

На следующий год, в 2003, Кинга ждет еще один оглушительный провал – экранизация его полновесного романа «Ловец снов» (Dreamcatcher) с треском проваливается в родном прокате. При 68 миллионах бюджета и еще 25, потраченных на маркетинг и рекламу, всего 33 миллиона сборов в США и 75 в мире. Частичная реабилитация за этот неудачный проект наступила в следующем, 2004, году, когда на экраны вышел фильм «Тайное окно» с Джонни Деппом, который получил и неплохую кассу, и положительные отзывы критиков.

С 2004 по 2006 годы было экранизировано 21 (!) произведение Кинга. Количество полностью победило качество. Вспомнить из этого обилия кинопленки просто нечего, за исключением короткого сериала «Кошмары и фантазии: По рассказам Стивена Кинга», отмеченного 2 премиями «Эмми» (за музыку и визуальные эффекты). Ремейк «Салемс Лота» прошел мимо потенциального зрителя, а остальные ленты, снятые в этот период, даже припомнить не представляется возможным.

В 2007, наконец-то, случается несколько памятных событий. Во-первых, на телеэкраны Америки выходит последний, шестой по счету, сезон телесериала «Мертвая зона» (Dead Zone, 2002-2007), который стали снимать сразу же после выхода в 2002 ремейка, причем с теми же актерами. На большом же экране сначала появляется картина шведа Микаэля Хафстрема «1408» с Джоном Кьюсаком и Сэмюэлом Л. Джексоном, а затем и новый совместный проект Кинга и Фрэнка Дарабонта «Мгла» с Томасом Джейном. Обе картины оказались, хоть и в разной мере, но коммерчески успешными, в очередной раз возродив доброе имя писателя у массового зрителя. И в очередной раз доказав банальную истину – даже самый потрясающий сценарий – это еще даже не половина успеха. Без уверенной режиссуры, любой проект, как правило, обречен. Это наглядно продемонстрировал абсолютно беспомощный «шедевр» Джеффа Бисли «Кадиллак Долана». Историю, про то, как школьный учитель несколько лет разрабатывает, а затем и воплощает, свой план мести гангстеру, который убил его жену, можно было снять намного лучше. Однако неудачный подбор актеров и слабая режиссура, увы, загубили достаточно сильный и нестандартный сюжет.

Итак, на сегодняшний момент это всё. Что ожидать в будущем? Несколько проектов уже находится в производстве. В частности, в следующем году планируется то ли ремейк, то ли очередное продолжение сборника страшных историй «Калейдоскоп ужасов» (Creepshow), у которого еще пока нет ни режиссера, ни актеров, а сам проект находится на стадии написания сценария. В том же 2011 году ожидается выход картины «Почти как Бьюик» (From a Buick 8) Тоуба Хупера. Судя по синопсису – это своего рода новая трактовка сюжета «Кристины». Также через год планирует выпустить свой очередной фильм, «Мешок костей», и Мик Гаррис, не раз уже обращавшийся к произведениям Кинга, правда, каждый раз без особых коммерческих и творческих претензий. На телевидении также не стоит работа и в 2012 собираются снять минисериал по совместному фэнтезийному проекту Кинга и Питера Страуба «Талисман».

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

1 Trackback / Pingback

  1. Стивен Кинг - Все экранизации, часть II | Grabr

Оставить комментарий