Стивен Кинг — Король Ужасов на большом экране, Часть I

Коммерческий успех гарантирован практически каждой новой книге Стивена Кинга, которая всякий раз автоматически занимает свое место среди бестселлеров. Однако далеко не все экранизации его произведений могут похвастаться оглушительным успехом у зрителя или внушительными кассовыми сборами. Попробуем разобраться в причинах данного несоответствия и заодно выясним, насколько обширна Вселенная Короля ужасов в кинематографе.

Знаменитый на всю планету писатель стал объектом пристального внимания киношной братии не сразу, но зато, как только это произошло, Стивен Кинг навсегда попал в историю современного кино. Практически всё, что когда либо было им написано, начиная от самого короткого рассказика и заканчивая толстенными романами, вроде «Оно» и «Противостояния», так или иначе превращалось в сценарную основу для очередного художественного фильма или даже телевизионного сериала.

Сам писатель был отнюдь не против, что его книги так активно переносят на киноэкран. Более того, Кинг сам участвовал в написании многих сценариев по своим же произведениям. Он также выступил в качестве продюсера 9 телепостановок и снялся как актер в 17 фильмах. В 1986 году Кинг даже осмелился сесть в режиссерское кресло, но, увы, этот проект (Максимальное ускорение, Maximum Overdrive, 1986) полностью провалился. Что, впрочем, даже хорошо, потому что этот печальный опыт направил талант Кинга туда, где он действительно был нужен и востребован…

Первым, кто обратил внимание на роман писателя, был небезызвестный Брайан Де Пальма, который в далеком 76-м экранизировал «Кэрри». Картина, при бюджете 1,8 миллиона, заработала в прокате 33, открыв широкие перспективы для режиссера, а Голливуд впервые познакомился с одним из самых успешных сочинителей ХХ века. На сегодняшний момент на кинопленку уже перенесено более 80 произведений Кинга. Большая часть – в виде полнометражных лент для кино и телевидения, остальные – в виде минисериалов. Помимо Де Пальмы, с автором в разное время работали: Тоуб Хупер, Стэнли Кубрик, Джордж Ромеро, Фрэнк Дарабонт, Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер, Роб Райнер, Тэйлор Хэкфорд, Том Холланд и Лоренс Каздан. Собственно с этими именами и связана та слава, которую снискали романы и рассказы Короля Ужасов у рядового зрителя.

На сегодняшний день самой успешной картиной по Кингу официально считается «Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption, 1994) Фрэнка Дарабонта. Успешной не с точки зрения коммерции, фильм еле-еле окупил свой, весьма скромный по голливудским меркам, бюджет в 25 миллионов и не принес продюсерам сколько-нибудь значительных дивидендов. Тем не менее, с точки зрения фанатов и поклонников, «Побег» попал в самую точку. И до сих пор низкобюджетная, без спецэффектов и суперзвезд, картина держится на 1 месте рейтинга «Лучших фильмов всех времен» по версии IMDb, оставив позади культовые «Звездные войны», легендарного «Крестного отца» и невероятного «Властелина колец». Между прочим, Фрэнк Дарабонт начинал свою кинокарьеру также в сотрудничестве со Стивеном Кингом. Именно последний написал сюжет для дебютной 30-минутной короткометражки Дарабонта «Женщина в комнате» (The Woman in the Room, 1983). После истории про Риту Хэйворт и Шоушэнк, режиссер еще дважды обращался к романам Кинга. В 1999 году вышла «Зеленая миля» с Томом Хэнксом, причем на этот раз фильм не только вошел в 100 лучших картин за всю историю, но также принес своим создателям 136 миллионов долларов выручки. В 2007 Дарабонт еще раз обратился к произведениям писателя, но на этот раз вместо тюремной тематики, он выбрал достаточно спорную с литературной точки зрения повесть «Мгла». Таким же спорным получился и фильм, в финансовом плане повторивший судьбу «Побега из Шоушенка».

Однако самую большую преданность творениям Кинга выказал отнюдь не Фрэнк Дарабонт, а Мик Гаррис, который уже 6 раз поработал с мастером. К сожалению, количество никоим образом не сказалось на качестве. Даже самые известные его ленты «Лунатики» (Sleepwalkers, 1992) и «Противостояние» (The Stand, 1994) не могут похвастаться безупречным вкусом и любовью у зрителя. Тем не менее, союз Гарриса и Кинга продолжается до сих пор и уже в 2011 году готовится к выпуску их очередной совместный проект – «Мешок костей» (Bag of Bones, 2011).

Вообще, если рассматривать экранизации Кинга с финансовой точки зрения, то можно сделать следующие выводы:

1976 – 1989гг. – 25 фильмов. В этот период экранизируются самые ранние, а также известные и популярные произведения Кинга, такие как «Кэрри», «Сияние», «Куджо», «Мертвая зона», «Кристина», «Порождающая огонь», «Останься со мной», «Бегущий человек» и «Кладбище домашних животных». В целом, абсолютными провалами в коммерческом плане в эти годы можно назвать только, уже упомянутое выше, «Максимальное ускорение» (бюджет 10 млн., сборы 7,1), «Серебряную пулю» (Silver Bullet, 1985) с бюджетом 7 млн. и сборами 5,4 млн. и «Порождающую огонь» (Firestarter, 1984), которая еле-еле окупила свои 15-миллионные затраты.

Остальные проекты показали себя очень достойно, как минимум окупившись в 2-3 раза. Особых успехов в этом плане достигли ленты «Сияние» (The Shining, 1980) – 44 млн. при 22 млн. затрат; «Куджо» (Cujo, 1983) – 21 млн. при 5 млн.; «Останься со мной» (Stand by Me, 1986) – 47 млн. сборов при 8 млн. бюджете и «Кладбище домашних животных» (Pet Sematary, 1989), которое окупило свои 11,5 млн. более чем в 5 раз, собрав в США 57 млн. долларов. Также нужно отметить, что две картины этого периода, «Сияние» и «Останься со мной», входят в престижный ТОП-250 рейтинг IMDb, соответственно, на 49 и 155 местах. Продолжение следует…

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Стивен Кинг - Все экранизации, часть 1 | Grabr
  2. Стивен Кинг – Король ужасов на большом экране, часть II « Кинозлодей.ру – Блог о кино

Оставить комментарий