Рецензия на фильм «Белые пески» (White Sands, 1992)

Совсем недавно я уже обращался к творчеству австралийского режиссера Роджера Дональдсона в своей рецензии на его прекрасный фильм «Самый быстрый «Индиан». И вот, намедни, мне под руку попалась еще одна лента под его авторством – «Белые пески». Скажем так, в списке работ Дональдсона эта – ни худшая и не лучшая. Крепкий середнячок. Жанр картины можно определить как «шпионско-криминальный детектив с элементами мелодрамы». Точно в таком же стиле в 1987 году режиссер снял ленту «Нет выхода» (No Way Out) с Кевином Костнером, пользовавшуюся достаточно приличным коммерческим успехом. Другими словами, Роджер уже опробовал себя в этом, весьма прихотливом, жанре и поэтому при создании «Белых песков» шел проторенной дорожкой, уверенно и в заданном направлении. Но в этот раз фортуна повернулась к нему тем самым нелицеприятным местом. И судьба у фильма не сложилась. Почему? Сейчас попробуем выяснить…

Кратко о сюжете. Кратко, потому что это как-никак детектив, и я не хочу спойлерить напропалую, лишая потенциального зрителя удовольствия от самостоятельного просмотра. Хотите знать, чем всё кончится, извольте смотреть сами и до конца. Помощник шерифа Рэй Доулзал (Уиллем Дефо) находит на бескрайних просторах родного штата Нью-Мексико самый настоящий труп мужчины с дыркой в голове. Судя по документам, которые оказались у трупа с собой, звали его Боб Спенсер. Судя по позе и наличию у Боба в руке револьвера, он вышиб себе мозги по собственной воле и собственноручно. Следовательно, дело можно закрывать, не открывая. Суицид, он и в Нью-Мексико суицид. Если бы только не одно НО. В другой руке (не в той, что с револьвером) мертвец крепко держит чемоданчик, в котором Рэй обнаруживает, ни много ни мало, полмиллиона баксов. И тут помощник шерифа крепко задумался, так как с такими уликами провести это дело как самоубийство будет на порядок сложнее. Точнее, невозможно. Плюс ко всему, Рэй Доулзал, человек семейный и честный до рези в глазах, захотел разобраться, во что бы то ни стало, кому и зачем понадобилось убивать себя посреди этого пустынного пейзажа при наличии такой суммы в пределах прямой видимости.

Посетив мотель, где беднягу Боба последний раз видели живым пару дней назад, представитель закона находит неопровержимую улику – оберточную бумагу от пиццы. У обертки не хватает небольшого кусочка, причем, по форме отсутствующий фрагмент напоминает Рэю, что пора сходить к зубному. Местный врач-криминалист (М. Эммет Уолш) в порядке планового вскрытия тела находит внутри потерянный элемент паззла – тот самый недостающий кусочек, на котором начертаны 7 цифр. Ясен пень, это телефонный номер. Рэй, недолго думая, потому что он человек действия, набирает номер и тут же получает четкие ЦУ: куда ехать, сколько денег с собой брать и кого спросить. Поняв, что его действительно приняли за покойного Спенсера, помощник шерифа решает довести сделку до конца и, прихватив с собой 500 тысяч, отправляется на встречу своей судьбе.

Далее на пути нашего героя встретятся: загадочный и очень проницательный преступник Горман Леннокс (Микки Рурк) и его бывшая подружка, а ныне деловая напарница, Лейн Бодин (Мэри Элизабет Мастрантонио). Они сделают ему предложение, от которого Рэй не сможет отказаться. А затем детективный сюжет закрутится так, что мало не покажется – продажный секретный агент ФБР Грег Микер (Сэмюэл Л. Джексон), торговцы оружием, агенты из отдела внутренних расследований ФБР, рыжая подружка ныне покойного Боба Спенсера. И всем Рэй (а точнее Боб, которого он изображает) вдруг позарез понадобился…

В перипетиях сюжета я лично запутался сразу, и только ближе к концу более-менее разобрался кто, кого и за что. Оказалось, что сценарист Дэниел Пайн (Напролом, The Hard Way; Цена страха, The Sum of All Fears) действительно немного переборщил. И вроде бы персонажей не так уж и много, а вот взаимосвязи между ними прослеживаются не четко. Особенно много непоняток с этими полумиллионами долларов. Но, как я уже сказал, к концу всё проясняется, главное следить за событиями внимательно.

Микки Рурк хорош, впрочем, как всегда. В то время его лицо еще не было испещрено последствиями его безрассудной попытки завоевать титул чемпиона в тяжелом весе, поэтому злодей из него вышел не только хитрый и беспощадный, но и чертовски обаятельный. А вот Уиллем Дефо почему-то показался мне явно не на своем месте. Лицо Дефо просто создано для того, чтобы изображать злодейские намерения. Поэтому он невероятно органично смотрится в том же «Человеке-пауке». А помощник шерифа из него, простите, никакой. Ну, или очень неправдоподобный.

Зато понравилась Мэри Элизабет с длинной фамилией Мастрантонио. Помните бывшую жену героя Эдда Харриса в «Бездне» Джеймса Кэмерона? Вот и я помню. Рыжеволосая чертовка. Здесь у нее вообще выигрышная партия – она и любовь крутит с главным героем, и в то же время бизнесвумен. Правда, в ее глазах читается тоска, потому что мужики чаще видят в ней партнера по бизнесу, чем женщину. Вот и Рэй, собака, мало того, что выдает себя за другого, так еще и женат. Жаль, что эта актриса предпочла семью и работу в театре, поэтому с конца 90-х снимается в кино очень редко. В фильме также засветился, тогда еще совсем не звезда, Сэмюэл Л. Джексон. До премьеры «Криминального чтива» еще 2 года, и в титрах он значится как Сэм Джексон. Но, как говорится, талант никуда не спрячешь. Отличная сцена в мотеле, когда под дулом пистолета агент ФБР Грег Микер рассказывает Рэю свою версию истории с чемоданом, полным денег.

Выводы: Я, как человек, выросший в 80-90 годы прошлого столетия, сразу почувствовал в фильме стилистику того времени. Никаких тебе 3D, клипового монтажа и slow-motion. И, если честно, слава богу. Потому что от этого рваного монтажа и трясущейся камеры устают не только глаза, но и мозги. Иногда хочется посмотреть неторопливый, пускай даже немного запутанный, детектив с классными актерами, яркими пейзажами и ненавязчивым звуковым сопровождением. Рекомендую.

P.S. Кстати, я так и не понял, почему большинству фильм не понравился, в отличие от того же «Нет выхода». Заметных различий, лично я, не увидел. Воистину, на вкус и цвет…

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

1 Comment

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Белые пески - Детектив в пустыне | Grabr
  2. Воины света (Daybreakers, 2009) « Кинозлодей.ру – Блог о кино

Оставить комментарий