Рецензия на фильм «Район № 9» (District 9, 2009)

Про фантастическую социальную драму с элементами боевика «Район № 9» уже сказаны и написаны тонны Интернет-макулатуры. Премьера картины Нила Бломкампа состоялась еще 13 августа прошлого года. За это время фильм успел собрать в мировом прокате более 200 миллионов долларов, забрался на 108-е место в рейтинге Лучших IMDb, получил несколько наград от критиков Бостона, Чикаго и Лос-Анджелеса, и в итоге на прошлой неделе получил 4 номинации на Оскар, в т.ч. в главной категории «Лучший фильм года».

Не знаю, каким образом судьба свела вместе уроженца Южной Африки, Нила Бломкампа и, не побоюсь этого прилагательного, легендарного новозеландца Питера Джексона. Но факт состоит в том, что в 2008 году они вместе сняли (Бломкамп в роли ассистента режиссера) короткометражку «Переступить черту» (Crossing the Line). А уже на следующий год Джексон числится в списке продюсеров, любезно предоставивших Бломкампу 30 миллионов на съемки «Района № 9»…

Я полагаю, что большинство зрителей уже посмотрело фильм, поэтому чересчур дотошно описывать сюжет я не буду. В 1982 году на нашу зеленую планету прибыл самый настоящий инопланетный корабль. Выглядит он точь-в-точь как НЛО из «Дня независимости» Эммериха. Но в отличие от американской версии вторжения, Бломкамп, что вполне естественно, перенес действие в родной Йоханессбург. Как говорится, дома и стены помогают. Итак, корабль прилетел и завис над городом. Висел он в таком положении достаточно долго, при этом никаких признаков жизни не подавая. В итоге, людям такая неизвестность надоела и «первый контакт» решили устроить насильно, то бишь проникнуть на тарелку без приглашения и выяснить что почем. Результат вылазки шокировал разумное человечество, потому что перед ними предстало совсем неожиданное и, если честно, жалкое зрелище. На борту корабля на Землю прибыли не представители высокоинтеллектуальной расы с целью поработить нашу планету, а всего лишь беженцы, изгои и прочие маргиналы, которые ищут пристанища и жаждут гуманитарной помощи. Делать нечего, землянам приходится организовывать под кораблем временный лагерь для пришельцев, который, как и все временное, спустя 20 с лишним лет, преобразовался в постоянный район Йоханнесбурга под порядковым номером 9.

С течением времени инопланетный район приобрел статус гетто и стал отождествляться с разрухой, разгулом преступности и чувством отчаяния. Местные жители и соседи пришельцев стали все чаще страдать от, мягко говоря, асоциального поведения этих, так называемых, «моллюсков». Затем начались грабежи, воровство, спуск поездов с рельс и даже убийства. Это стало последней каплей, и правительство страны приняло решение снести Район № 9 с лица земли, а всех его обитателей переселить в специально отведенную резервацию в 200 км. от города. Выполнение этой ответственной и весьма опасной миссии возложили на организацию Multinational United (MNU), в частности на Викуса Ван де Мерве (Шарлто Копли), для которого это назначение стало своего рода повышением и в то же время подарком тестя, являющегося его боссом. Викус, дабы оправдать оказанное доверие, рьяно взялся за работу. С одной стороны, он, как и все, давно считает, что пришельцам пора убраться с этой планеты, поэтому готов пойти на любые уловки и хитрости, чтобы выполнить свою работу качественно и в отведенные сроки. С другой стороны, он офисный работник, а не вояка, поэтому насилие и возможные конфликты, которые неизбежны, выводят его из равновесия. Однако вся жизнь Ван де Мерве меняется в одночасье, после того как он, во время обыска очередной хибары, случайно травится некой инопланетной субстанцией. И уже спустя несколько часов после отравления, Викус начинает очень быстро и необратимо превращаться в того самого, ненавистного им же самим, «моллюска»…

Это честная и качественная фантастическая лента снята скорее не в жанре фантастики, а в жанре социальной драмы, потому что вопросы, которые поднимаются в фильме, в равной мере актуальны в реальном мире, за пределами экрана кинотеатра. Вопросы сосуществования людей разных вероисповеданий, с разным цветом кожи или говорящих на разных языках. В каждом крупном мегаполисе, в каждой стране мира есть свой район № 9. Да и сама Африка, в т.ч. и ЮАР, это один огромный континент № 9 для остального «цивилизованного» мира. С увеличением населения Земли все эти проблемы совместного проживания с каждым годом все острее встают в разных частях Нового и Старого Света.

С другой стороны, Бломкамп еще раз обращает наше внимание на «системность» нашего существования. Стоит кому-то, как несчастному Викусу, выпасть из обоймы, выйти за пределы этой Системы, он сразу автоматически становится чужаком, без возможности реабилитации и возвращения назад. И его дальнейшая судьба будет зависеть от того, насколько он может быть полезен Системе в роли объекта исследования. Все вчерашние друзья и коллеги, которые знали Викуса более 20 лет, моментально отвернулись от него. Даже ближайшие родственники и жена склонны принять версию, озвучиваемую в СМИ, лишь бы не идти против общественного мнения. Что уж говорить о недоброжелателях, которые теперь могут совершенно открыто злобствовать и торжествовать. Для всех Викус Ван де Мерве перестал быть человеком, он стал исследовательским материалом. Никто не пытается вылечить его, вопрос стоит лишь о том, чтобы разобрать его на запчасти.

Считаю, что номинацию на Оскара и прочие награды и звания, фильм и его создатели получили вполне заслуженно. Конечно, рассчитывать на то, что киноакадемики всерьез могут вручить главный приз «Району № 9», глупо и наивно. Особенно учитывая, что в этой категории наличествует Джеймс Кэмерон и Кэтрин Бигилоу. Но в данном случае, для такой нестандартной ленты, номинация  — это уже своего рода победа.

В сети бытует мнение, что с визуальной точки зрения картина весьма старомодна, спецэффекты проигрывают большинству блокбастеров того же 2009 года. Здесь, естественно, в первую очередь речь идет о вторых Трансформерах и Аватаре. Я же даже рад тому, что создатели «Района № 9» уделили гораздо больше внимания смысловой, а не визуальной нагрузке. В этой ленте спецэффекты не позиционируются как средство привлечения зрителя в кинотеатры, мол, приходите, мы Вам Такое покажем. Фильм вообще снят в модной нынче манере имитирования реальных съемок. Рваный монтаж, тряска камеры во время боевых сцен и брызги крови на объективе. Да, после флоры и фауны Пандоры или тотального Армагеддона в «2012», все эти инопланетяне, своими «лицами» отчаянно напоминающие Хищников, и их «суперские» пушки, смотрятся совершенно не эффектно. Жаль только, что в последнее время всё чаще картинка становится одним из главным критериев оценки фильма, а зачастую спецэффекты полностью подавляют всякий здравый смысл. Хотя, возможно, если Нилу Бломкампу в будущем доверят более внушительную сумму, он сможет совместить приятное с полезным и снять одновременно и умное, и сверхзрелищное кино? Кто знает…

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

4 Comments

  1. Что вы думаете насчет обмена ссылками между нашими блогами?

  2. фильм вышел очень отличный — замечу что оружие которое попало на главного героя и заставило его обратиться в инопланетянина — аналог из долины заклятия змей — только там процесс был побыстрее — меня фильм впечатлил — меня только огорчил момент когда главный герой бросил инопланетянина и попытался сбежать — но это человек что поделать — советую посмотреть кто еще не смотрел —

1 Trackback / Pingback

  1. Район № 9 - Гастарбайтеры из космоса | Grabr

Оставить комментарий