Рецензия на фильм «Повелитель кукол / Кукольный мастер» (Puppetmaster, 1989)

У наших воспоминаний есть такая интересная особенность. Со временем пережитые ощущения и эмоции имеют привычку сглаживаться, оставляя некий осадок, на основе которого, мы в будущем можем к этим ощущениям попытаться вернуться. Если осадок остался неприятный, то обойдем стороной, а если, наоборот, то попробуем повторить. Так и фильмами. «Повелителя кукол» я посмотрел первый раз достаточно давненько, и вроде как ощущения остались скорее со знаком плюс, чем минус. И вот, вчера, я решил пересмотреть его снова…

1939 год. Гостиница «Бодега Бэй Инн». Кукольник Андре Тулон (Уильям Хикки) спешно упаковывает свои игрушки из дерева и ткани, потому что сердцем чует, за ним скоро придут. Так оно и есть, нацисты подослали к нему двух наемных убийц. Что делают нацисты в этом богом забытом месте и зачем им дряхлый изготовитель кукол, на этом этапе фильма остается лишь догадываться. Вступление заканчивается печально – Тулон прячет своих кукол в тайную нишу в стене отеля, а сам совершает самоубийство, оставив фашистов, что называется, с носом…

Наше время. Перед нами проходит галерея неудачников: патлатый профессор антропологии с лицом уставшего стеклодува, Алекс Уитакер (Пол Ле Мэт); сексуально озабоченная пара псевдоученых – Фрэнк и Кларисса, которые даже трахаются не просто так, а с пользой для науки; и наконец, гадалка и предсказательница, Дана Хэдли (Ирэн Миракл), которая возит с собой чучело пекинеса. Всех этих странных личностей связывают между собой две вещи. Во-первых, все они считают себя медиумами: Алексу снятся вещие сны и кошмары, Кларисса может рассказать историю любой вещи, будь то кровать (кто на ней спал) или унитаз (кто в него…ну вы поняли), Фрэнк исследует сексуальные фантазии своей подружки и зачастую участвует в них; Дана вообще своими предсказаниями зарабатывает на кусок хлеба, причем, видимо, работа ее так достала, что в жизни она предпочитает говорить всем всякие гадости и, что называется, резать правду-матку.

Вторая причина, по которой все вышеуказанные персонажи собираются вместе в уже упомянутом отеле «Бодега Бэй», это их общий «друг», ныне покойный Нил Галлахер. По словам вдовы усопшего, Меган, ее муж покончил с собой при невыясненных обстоятельствах. Последнее время отношения у них были так себе, Галлахер был сильно увлечен своей работой и практически не покидал рабочего кабинета. Впрочем, все эти объяснения никому не нужны – все приглашенные и так в курсе дел своего старого приятеля, они ведь все телепаты и экстрасенсы. Поэтому им прекрасно известно, что Нил нашел-таки чемодан старика Тулона, и вовсю изучает египетский секрет оживления кукол, который сам Тулон, перед тем как покинуть бренный мир, заботливо описал в своем дневнике. Так как сам Нил уже никуда не торопится (хотя периодически и меняет местоположение своего хладного тела), гости после ужина решают каждый заняться своими делами – Алекс бесцельно бродит по отелю, Фрэнк и Кларисса ставят очередной сексуальный эксперимент, а Дана просто тихо сходит с ума, разговаривая с чучелом собаки и распыляя вокруг себя всякие благовония.

Для тех, кто еще не успел к этому моменту заснуть – начинается самое интересное. Так как в кадре появляются, наконец, те самые куклы, ради которых всё это и затевалось. Всего куколок 5 – это Джестер (что-то вроде Пьеро), Булавочная головка (могутный мужик с огромными ручищами и малюсенькой головой), Женщина-пиявка (в данном случае, смысл не переносный, а буквальный – у этой «барби» внутри живут пиявки, которых она выпускает на жертву), Туннеллер (это не строитель московского метро, просто вместо колпачка у куклы реальный бур) и, наконец, самый харизматичный из всех, Блэйд (Уэсли Снайпс здесь не причем, и вообще эту куклу создавали с оглядкой на Клауса Кински). Естественно, ударная сила группы – это Туннеллер и Блэйд. Остальные, в основном, на подхвате, а Джестер вообще предпочитает не ввязываться в конфликты, зато строит разные гримасы и, по всей видимости, является мозгом кукольного отряда.

Дальше действие фильма, как я уже сказал, заметно оживляется. Сначала куклы достаточно жестоко расправляются с большей частью приезжих, оставляя, по какой-то, причине лишь тоскливого Алекса и безутешную вдову (Я бы лично оставил бы Дану или, на худой конец, Фрэнка, а Алекса бы пустил в расход). Затем на арене этого цирка становится совсем весело, потому что внезапно оживает покойничек Нил, который, по его же словам, и затеял весь этот дурдом. Сначала Галлахер, как и Тулон, тренировался на куклах, затем же он решил пойти дальше, и подарить вечную жизнь себе любимому. Естественно, предварительно следовало сделать две вещи. Во-первых, умереть. Во-вторых, надо было устранить всех, кто мог бы догадаться, что он на самом деле не фига не умер. Доказать сей факт могли только лишь его старые «ментальные» друзья. С ними-то Нил и решил покончить руками своих кукол-убийц. Правда, после этого они стали ему не нужны, о чем он, не подумавши, признался вслух. Это было его фатальной ошибкой, т.к. куклы не прощают предательства. Поэтому Нил вскоре помер повторно, так как его страховка распространялась только на «смерть по причине старости». А про перерезанное горло и продырявленную буром башку там ничего написано не было.

Вот и сказочке конец, а кто слушал, возьми пирожок.

Безусловно, сюжет фильма – полная шляпа. Все трое сценаристов фильма, включая режиссера Дэвида Шмоллера, являются специалистами по написанию трэша. Для этого достаточно бегло взглянуть на названия их остальных «шедевров» — «Мертвые и гниющие», «Ведьмин дом», «Швы», «Погреб» и т.д. и т.п. Более того, картина Шмоллера была выпущена сразу на видео, поэтому особых дифирамбов, я полагаю, никто из создателей фильма не ждал и даже не надеялся. Тем не менее, как это ни странно, зрители фильм приняли, и даже, в своем роде, полюбили. Культовым он, конечно, не стал, но своих поклонников поимел (в хорошем смысле этого слова). И стал началом целой серии фильмов-ужасов – снято уже 8 продолжений (последнее в 2004). Само собой, все эти картины с каждым разом становились все хуже и хуже. Но, зрители плакали, но продолжали смотреть, по аналогии с ежами, жрущими кактус. А спрос, как известно, рождает предложение.

В общем, зрительская любовь к этой франшизе вполне объяснима. Все дело в этих мелких безобразниках. В последующих сериях, кстати, количество кукол увеличилось, у них появилось больше эмоций и экранного времени. Само собой, создатели оригинала, сразу поняли, что ставку нужно делать именно на кукольных спецэффектах, поэтому все остальные персонажи – это всего лишь «пушечное мясо».

Если честно, с точки зрения кукольной темы, были и гораздо более удачные картины. Например, «Детская игра» Тома Холланда. Да, та самая, про Чаки. Или совсем недавний фильм Джеймса Вана «Мертвая тишина» про куклу-чревовещателя. Но, тем не менее, «Повелитель кукол» или, как его переводили на видео, «Кукольный мастер», несмотря на свои недостатки, вызывает какую-то непонятную ностальгию по тем временам, когда для создания дурацкого ужастика еще не требовались 20 миллионов баксов и целый отдел компьютерных дизайнеров.

Выводы: Посмотреть фильм можно, только не ждите ничего особенного. Даже для своего времени, фильм был вторичным. Лица актеров, за исключением Уильяма Хикки, нам незнакомы, а первая часть фильма очень занудна. Вторая часть, где главные действующие персонажи уже не люди, а куклы – гораздо интересней, так что решайте, как обычно, сами.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий