Дорога (The Road, 2009)

После просмотра спилберговского «Мюнхена» я долго не мог заснуть, у меня перед глазами всё стояла сцена убийства этой голландской киллерши (которую, кстати, при показе фильма на Первом канале, цензурно вырезали). Затем я посмотрел «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона и понял, что, по сравнению с этим, концовка «Мюнхена» смотрится как нормальный голливудский хэппи-энд. Год назад мне на руки попался диск с фильмом Алана Паркера «Прах Анджелы» (Angelas Ashes), наверное, одним из самых депрессивных и вызывающих отчаяние фильмов всех времен и народов. Из серии «И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли». До сих пор в моем личном рейтинге безнадеги и полного, тотального отчаяния эта картина по праву занимала первое место. Вплоть до вчерашнего вечера, потому что я, наконец, посмотрел ленту Джона Хиллкоута «Дорога» (The Road)

Предыдущая экранизация книги Кормака МакКарти, «Старикам тут не место» братьев Коэнов, стала значительным событием в кино, завоевав в 2007 году Золотую пальмовую ветвь в Каннах, Золотой глобус и Оскара. В том же 2007, сам писатель получил Пулитцеровскую премию за свой следующий роман «Дорога». А уже спустя 2 года студия Dimension Films выпустила ее экранизацию. Режиссером многообещающей драмы сделали малоизвестного Джона Хиллкоута, тесно работавшего ранее с Ником Кейвом. Главную роль Отца поручили Вигго Мортенсену, сына сыграл Коди Смит-МакФи, а во второстепенных ролях «засветились» Шарлиз Терон, Роберт Дювалл и Гай Пирс.

К сожалению, в отличие от безусловного коммерческого и зрительского успеха «Стариков…», «Дорога» не стала ни событием, ни, увы, «золотой жилой» для продюсеров. Бюджет картины составил всё те же 25 миллионов, но в этот раз экранизация МакКарти не смогла даже окупить затраты на свое производство, собрав в мировом прокате неубедительные 23 с половиной млн. долларов. Сравнивать художественные достоинства двух этих, в общем-то, разных по стилю, фильмов, не будем. Но коммерческий провал «Дороги» лично для меня практически очевиден по одной лишь причине – общая атмосфера фильма настолько пугающе и депрессивно воздействует на психику, что в процессе просмотра невольно посматриваешь на время, в попытке понять, когда же этот кошмар уже закончится. Неудивительно, что пересматривать фильм совсем не тянет, да и порекомендовать кому-либо желания особого не возникает. Частично это, частично отсутствие в кастинге суперзвезд, плюс неизменное сарафанное радио и слишком высокий рейтинг R не позволили картине принести прибыль своим создателям.

Однако стоит признать, что, несмотря на атмосферу отчаяния, безнадежности и уныния, фильм производит впечатление и не отпускает ни на секунду. Постоянно ловишь себя на мысли, что вся эта история просто не может, не должна закончиться хорошо, но, тем не менее, напряженно вглядываешься на экран, в ожидании если не чуда, то хотя бы просветления. В картинке «Дороги» совсем мало ярких кадров, цветов – вся лента снята Хавьером Агирресаробе в двух оттенках серого: светло-сером и темно-сером. Яркие пятна – это воспоминания главного героя о прежней жизни, словно лучики солнца пытаются, но не могут пролить свет на жестокую действительность. Желтая банка консервированных ананасов лишь на мгновение дает шанс на лучшее…нет, не жизнь, на выживание и существование. А море… «Извини, сынок, за то, что оно не синее», — говорит Отец.

Я, к сожалению, не читал оригинал, но в фильме четкого объяснения причин всего произошедшего с планетой Земля не приводится. Несколько намеков, несколько фактов и перед нами абсолютная реальность – мир, в котором выживает не сильнейший и не умнейший. В мире «Дороги» выживает только тот, кто может приспособиться. Кто сможет потреблять себе подобных, потому что иной пищи практически не осталось. Кто сможет убивать без угрызений совести. Или кто сможет быстро бегать и хорошо прятаться. Все остальные или уже уничтожены, или вскоре погибнут. Главный герой фильма пытается в этом жесточайшем мире без всякой надежды не просто выжить, но при этом остаться Человеком. Последнее зачастую намного сложнее. И самое главное остаться человеком в глазах своего сына, который вскоре сменит его на этой Дороге, покрытой пеплом и остатками цивилизации…

Очень жаль, что большие призы и награды обошли этот постапокалиптический шедевр стороной. Особенно жаль, что явно недооценили актерскую работу Мортенсена, для которого эта роль – одна из лучших (если не лучшая) в карьере. А Роберт Дювалл? Я даже, признаюсь честно, не узнал его в роли Старика, настолько сильно актера загримировали. Роль Сына может не такая яркая, но Смит-МакФи сыграл неплохо, без фальши.

Выводы: Странно, но я порекомендую вам посмотреть этот фильм. Второй раз пересматривать его не захочется, но один раз это сделать стоит. Почему? Потому что, если и случится какая-нибудь глобальная катастрофа на нашей планете, то события, описанные и показанные в «Дороге» — это самый вероятный исход. Никаких зомби или мутантов, никаких инфицированных, никаких инопланетных угроз – всё намного проще, человечество само будет медленно, но верно уничтожать себя. И помешать этому, можно только оставаясь самим собой, т.е. гомо сапиенсом, человеком разумным.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий