Разыскивающий (Cruising, 1980)

Так уж получилось, что сразу вслед за «Серпико» мне довелось ознакомиться еще с одной, весьма спорной, актерской работой Аль Пачино. Спустя 7 лет актеру снова предстояло сыграть роль полицейского под прикрытием, но на этот раз трансформации его персонажа становятся основной темой фильма. Как известно, официальное название этой ленты таит в себе некую игру слов, а перевод на русский вообще больше ориентируется на контекст фильма, чем на смысл самого названия. Да, действительно, герой фильма «разыскивает» преступника или, другими словами, находится «в поиске», что вполне однозначно констатирует официальный слоган фильма. На слэнге гомосексуалистов термин «круизинг» имеет четкое определение – поход в гей-бар с целью поиска партнера. Именно этим большую часть экранного времени, собственно, и занимается персонаж Пачино.

Молодой сотрудник полиции Стив Бёрнс (Аль Пачино) получает от своего начальника, капитана Эдельсона (Пол Сорвино), весьма необычное задание. Во-первых, это работа под прикрытием, поэтому никто, даже близкие друзья и подруга, не должен знать, в чём именно состоит его миссия… Во-вторых, Стив Бёрнс теперь не офицер полиции Нью-Йорка, а выпускник художественной школы в поисках работы, Джон Форбс. Работа работой, как говорится, но главной задачей Бёрнса является поиск жестокого серийного убийцы, который с упорством, достойным лучшего применения, убивает гомосексуалистов. Стиву придется полностью погрузиться в мир и атмосферу гей-баров, однополых взаимоотношений и прочих «радостей жизни», потому что он, в данном случае, не только охотник, но и приманка, так как типаж Бёрнса – это сборный фоторобот предыдущих жертв маньяка – темные волосы, темные глаза и т.д. К сожалению, чем ближе он подбирается к преступнику, тем больше понимает, что этот новый, придуманный мир разрушает его изнутри, и ему уже никогда не удастся стать таким, каким он был раньше…

**************************************************************

Американский режиссер Уильям Фридкин прославился в начале 70-х, создав 2 революционных, каждый в своем жанре, фильма. В 1971 это был знаменитый полицейский боевик с Джином Хэкманом «Французский связной» (The French Connection), а двумя годами позже – нашумевший и позднее ставший объектом многих подражаний, переделок и пародий, мистический ужастик «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist). «Разыскивающий» — это фактически последний, не считая «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (To Live and Die in L.A.), известный широкой публике фильм режиссера, который с середины 80-х ушел работать на телевидение, а его редкие проекты для кино навсегда ушли в категорию Б. Кстати, первоначально этим материалом был крайне заинтересован Брайан де Пальма, который в итоге вместо этого снял «Одетую для убийства» (Dressed to Kill).

Для Аль Пачино 80-е годы тоже стали своеобразным испытанием на прочность, потому что после очевидных актерских шедевров в «Крестном отце» (1 и 2), и нескольких «пустых» номинаций на Оскара, актер немного потерял веру в самого себя. Последним ударом стала его звездная роль в «Лице со шрамом», за которую Аль Пачино снова заслужил лишь одну номинацию на Золотой глобус. В итоге, за все десятилетие Пачино снялся всего в пяти картинах и окончательно вернулся в большое кино только в начале 90-х, вместе с фильмом «Запах женщины».

Тема «Разыскивающего», безусловно, многим покажется чересчур шокирующей, а сцены однополых взаимоотношений – слишком явными и эпатажными. Провокационный сюжет картины стал предметом для обсуждения задолго до выхода на экран, а также поводом для протестов со стороны представителей сексуальных меньшинств. Впрочем, изначальная версия фильма, которую Фридкин планировал запустить в прокат, была длиннее на 40 минут, которые были впоследствии вырезаны из фильма американскими цензорами. Сама режиссерская версия и по сей день является скорее мифом, чем реальностью, так как многие о ней говорят, но никто в глаза не видел.

История, рассказанная в фильме, основана на реальных событиях и снята в реальных барах, с участием самых настоящих посетителей. После просмотра «Серпико» складывалось ощущение, что все полицейские Нью-Йорка берут на лапу и нечисты перед законом, который призваны защищать, после же «Разыскивающего» — кажется, что половина населения «Большого яблока» — либо гомосексуалисты, либо сочувствующие. Тем не менее, в картине (по крайней мере, в цензурной официальной версии) делается упор на криминальную, детективную линию сюжета. И как в любом детективе, здесь есть и преступление, и наказание. С точки зрения жанра – перед нами напряженная социальная драма с элементами триллера, но предупреждаю тех, кто захочет посмотреть фильм, что различных провокационных сцен в фильме предостаточно. Акцентирую на этом внимание только потому, что факты проявления нетерпимости, в т.ч. вербальной, случаются в нашем мире, и в нашей стране в частности, достаточно часто.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий