Алиса в стране чудес (Alice in Wonderland, 2010)

Перепал как-то раз вороне кусок сыра. Сидит она и думает:

«Вот придет лиса, заканючит, мол, спой, а я клюв-то открою,

сыр выпадет… ну и будет как всегда…»

Решила ворона сыр под крыло переложить. Тут прибегает лиса.

Каак даст вороне дубинкой по черепу!!! забирает сыр и сматывается.

Ворона очухалась… встрепенулась этак удивленно:

«Ну… ни фига себе басню сократили!»

(Вместо эпиграфа)

Бессмертное (вряд ли это можно оспорить) произведение английского математика и писателя Льюиса Кэрролла экранизировалось уже бесчисленное количество раз… Посчитать, конечно, можно, но нужно ли? Сама книга была написана еще в 1864 году, а первая экранизация случилась уже на заре зарождения кинематографа, в 1903 году. Впоследствии многие обращались к этому сюжету, в том числе и сам Уолт Дисней. Советскому поколению телезрителей приключения Алисы больше всего известны даже не по самой книге, а по замечательному мультфильму Ефрема Пружанского образца 1981 года. В 1982 Пружанский, кстати, снял анимационную версию и второй книги Кэрролла, «Алиса в Зазеркалье». И вот, на новом витке кинотехнологий, Голливуд решил создать трехмерную версию приключений Алисы.

Автор сценария, Линда Вулвертон, весьма вольно использовала литературную основу, добавив в сценарий достаточно много новых действующих лиц, и наделив старых — новыми приемчиками. Перед нами уже совсем не белокурый ангел, но взрослая и самостоятельная девушка, которой предстоит не просто пережить приключения в Стране чудес, но и активно поучаствовать в них, став одним из центральных действующих лиц. В книге Алиса была скорее наблюдателем, оценивавшим все эти «чудесности» со стороны…у Бертона  — Алиса Кингсли – это самостоятельная боевая единица, которая умеет не только складывать странные каламбуры, но и «головы сечь».

Каждая новая версия любого, пускай даже самого известного и канонического произведения в мире, имеет право на существование. Особенно, если это право застолбил за собой такой большой и маститый художник как Тим Бертон. Поэтому некоторые вольности ему простить можно. Но есть вещи, которые все равно, даже, несмотря на непререкаемый авторитет Бертона, мозолят глаз и коробят слух. Все-таки, в глаза явно бросается излишняя голливудизация, по сути доброй, хоть и странной сказки. И когда маленькая девочка прыгает по лицам утопленников, и рубит вострым мечом головы страшных и злобных драконов – в этом самом месте сказка перестает быть доброй. И уже искренне начинаешь сопереживать бедному ежику, которого со всей дури лупят клюшкой-фламинго. Потому что видно, что ежику больно.

На каждый минус есть свой плюс. Безусловно, формат 3D добавил и без того яркому и безумному миру новых красок. Особенно радуют не персонажи сыгранные людьми, а компьютерные зверушки, чья мимика и жестикуляция с каждым новым проектом становятся всё более реальными. Тут буйство фантазии как раз приветствовалось и все эти мартовские зайцы, белые кролики, мышки Сони, и, само собой, Чеширские коты – это просто непередаваемо сделано и сыграно. Людские роли впечатлили меньше. Абсолютно никаких претензий нет к Алисе и главной злодейской персоне – Королеве Червей, Миа Васиковска и Хелена Бонем Картер сыграли превосходно. Джонни Депп за гримом Безумного Шляпника угадывался плохо, но чем-то напоминал своего же, не менее эксцентричного и сумасшедшего капитана Джека Воробья из трилогии про «Пиратов Карибского моря». Белая королева, в исполнении Энн Хэтэуэй, показалось мне лично не в меру странноватой, даже для этого параллельного мира. Порадовало появление в роли Валета Криспина Гловера (помните странного злодея-фетишиста из «Ангелов Чарли» и папочку Джорджа Макфлая из «Назад в будущее»?).

Единственное, что мне лично совершенно не понравилось, так это попытка авторов представить Алису в реальной жизни. По крайней мере, если в начале этот сюжетный ход был, безусловно, необходим, для того, чтобы плавно подвести зрителя к основному повествованию, то конец картины просто обязан был остаться на полу монтажной мастерской. Мое личное субъективное мнение. Как говорится, ИМХО.

В целом, местами сильно переиначенная, сказка Кэрролла, в исполнении Бертона, оставляет странное послевкусие. Зритель достаточно долго ждал новой 3D сказки от мастера жанра, особенно вкусив всех прелестей нового формата, благодаря другому волшебнику, Джеймсу Кэмерону. И возможно ожидание сыграло с нами злую шутку. Мы ждали слишком многого, хотя в целом подобный мир мы у Бертона уже видели, в его по-настоящему страшной сказке «Сонная лощина», где, как помнится, тоже любили сечь головы. Новый фильм Бертона – это, прежде всего визуальный аттракцион, но не стильная экранизация шедевра мировой литературы. Аттракцион ошеломительный и предсказуемо красивый. Но после просмотра остается впечатление, что для полного эффекта чего-то не хватило. Раз уж Бертон немножко скрестил обе книги про Алису и добавил шахматную королеву в сказку про карты, то мог бы и про Шалтая-Болтая вспомнить…

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

1 Comment

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Мартовские кинопремьеры 2010 – Что запланировано на 11 марта? « Кинозлодей.ру – Блог о кино
  2. Голливуд в Ираке: Очередное поражение « Кинозлодей.ру – Блог о кино

Оставить комментарий