Телефон (Telefon, 1977)

После событий Карибского кризиса, в ходе которых мир как никогда был близок к развертыванию третьей мировой войны, каждая из сторон конфликта сделала соответствующие оргвыводы. КГБ, в частности, запустили программу по кодовым названием «Телефон». Суть  проекта заключалась в том, что при помощи наркогипноза нескольким молодым сотрудникам КГБ внушили, что они – настоящие американцы. По поддельным документам их переправили в Штаты, где рассредоточили по территории «дружественного» государства. Теперь, в случае очередного противостояния, близкого к войне, у СССР будет козырь в рукаве – шпионы в тылу врага, готовые по команде произвести любые провокации без колебаний. «Активация» каждого из этих камикадзе осуществляется самым простым способом – по телефону; достаточно произнести ключевую фразу, в данном случае четверостишие Роберта Фроста с упоминанием русской фамилии агента. После этого псевдоамериканец начинает действовать по заложенной в него программе, которая, как правило, заключается в том, что необходимо ценой своей жизни подорвать некий близлежащий стратегический объект…

Прошло 15 лет. Война, слава богу, так и не началась. Ничего не подозревающие агенты продолжают наслаждаться всеми прелестями капитализма. И тут случается непредвиденное – русский диссидент-сталинист Николай Дальчимский (его роль исполняет знаменитый доктор Лумис из «Хэллоуина» — Дональд Плезенс), бывший работник архива КГБ, похищает одну из двух копий полного списка внедренных по проекту «Телефон» агентов и с этим списком покидает страну. Спустя несколько дней он начинает, одного за одним, активировать шпионов, а те, в свою очередь, достают из запасников старые советские взрывные устройства и в стиле «Гастелло» атакуют военные объекты.

В СССР подобное развитие событий никого, как ни странно, не воодушевило. Координаторы проекта, полковник Мальченко и генерал Стрельский, озабочены тем, что Дальчимский может либо проговориться, либо, что еще хуже, активировать всех шпионов сразу, что, в свою очередь, может спровоцировать Штаты на непредсказуемые действия. Самое обидное, что за 15 лет большинство целей, заложенных в программу уничтожения, утратили своё стратегическое значение, поэтому даже с точки зрения профилактики, эта ситуация КГБ не устраивает. Самое неприятное для руководства комитета в том, что нового госсекретаря КПСС «забыли» уведомить о существовании проекта «Телефон», а значит, если всё выплывет наружу, полетят не только партбилеты, но и головы.

Единственный способ красиво выйти из создавшегося положения – устранить причину в лице непонятно чем руководствующегося Дальчимского. Для этих целей в Америку снаряжают майора Григория Борзова (Чарльз Бронсон). Задача у майора предельно простая – нейтрализовать диссидента и подчистить хвосты. В возращении Борзова КГБ не заинтересовано, так как он теперь слишком много знает. В связи с этим, завербованной американке Барбаре (Ли Ремик) приказано не только помочь майору в выполнении задания, но и устранить его по завершении миссии. Такой же приказ Барбара получает и из ФБР, так как бюро хочет сохранить двойного агента, а значит, она должна слушаться приказов из Москвы…

****************************************

Шпионское кино – очень тонкий жанр. Шаг влево, шаг вправо и сразу впадаешь в крайности. Недоборщишь – получается унылое говно, переборщишь – фильмы про Джеймса Бонда. К сожалению, у Дона Сигела, создателя культового полицейского боевика «Грязный Гарри», не получилось переборщить. «Телефон» представляет собой отличный образец того, как НЕ надо снимать кино про шпионские страсти.

Начнем с того, что вся эта история представляется высосанной из пальца, особенно мотивы и методы главного «злодея» Дальчимского. Зачем мелкому сотруднику архива КГБ понадобилось играть в войнушку, тем более на враждебной территории? Если все шпионы активируются простым телефонным звонком, почему нужно было колесить из штата в штат, а не сделать все 50 звонков из какого-нибудь мотеля? Я не читал литературную основу фильма, книгу Уолтера Вагера, но полагаю, большинство этого бреда вынесено напрямую оттуда. Помогал ему, кстати, другой известный сценарист и режиссер – Питер Хайамс, из-под пера которого часто выходят редкостные дешевки вроде «Конца света» или «Мушкетера».  Впрочем, другой роман Вагера, по которому был снят второй «Крепкий орешек», оказался немного поживее. Как говорится, раз на раз не приходится.

Известный герой боевиков и вестернов, один из участников «Великолепной семерки», Чарльз Бронсон в роли русского майора Борзова откровенно разочаровывает и смотрится очень тоскливо. Это определенно не вершина его актерской карьеры. Даже Арнольд Шварценеггер, которого трудно представить в роли капитана советской милиции, исполняя роль Ивана Данко в «Красном полицейском» (Красная жара), выглядел намного аутентичней и правдоподобней. Радует только то, что в отличие от большинства голливудской продукции, здесь русский кэгэбэшник – это всё-таки положительный персонаж, хоть и не вызывающий ни сочувствия, ни участия.

В отношении американских фильмов про СССР и Россию очень часто употребляется выражение «развесистая клюква». В случае с картиной Сигела – это выражение очень даже уместно. Все эти пейзажи заснеженной Москвы, сделанные в Финляндии с непременной демонстрацией позолоченных православных храмов. Бессменные каракулевые воротники и папахи, шапки-ушанки, спешно переделанные под «Калашников» М-16, портреты Ленина чуть ли не в каждом советском туалете и прочие «традиционные» атрибуты. Единственный на моей памяти более-менее достоверный (и то с большой натяжкой) фильм про СССР тех времен – это «Парк Горького» Майкла Эптида. Там, по крайней мере, капитан милиции не строил из себя супермена, передвигался на раздолбанной и часто глохнувшей копейке, жил в однокомнатной квартире и был похож на живого человека, а не терминатора. Впрочем, до «Парка Горького» картине Сигела – как до Китая пешком.

Резюме: Сам фильм, безусловно, смотреть не стоит. Разве что из целей постебаться, но даже в этом ракурсе кинцо достаточно скучное. Кстати, один из эпизодов «Телефона» про секретаря-камикадзе здорово обыграли в первой части «Голого пистолета» с Лесли Нильсеном.

Eugene «Kinozlodey» Zharkov

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий