История создания «Искателей потерянного ковчега»

Темный силуэт в потрепанной шляпе бежит по уходящему вниз коридору, за ним с грохотом катится огромная каменная глыба. В последнем отчаянном броске бегущий ныряет в проем пещеры. Еще секунда и валун не оставил бы от него и мокрого места. Перекатившись на безопасный уступ, наш герой немного приподнимает поля шляпы, и мы видим лицо…Тома Селлека. Обращаясь криком к человеку в бейсболке по ту сторону камеры, Селлек спрашивает режиссера про последний дубль. «Да, Том, — отвечает Филипп Кауфман, — все вышло просто отлично. Отдохни немного».

Однако самому Кауфману отдыхать совсем некогда. Приключения Индианы Смита в самом разгаре, и ему еще нужно поработать над сценой встречи Инди с персонажем Дебры Уингер, Мэрион Рэйвенвуд, в тибетском баре. А потом над сценой, в которой наш герой, вместе со своим давним приятелем из Египта по имени Салла, в исполнении Дэнни Де Вито, наконец-то отыщут ковчег Завета…

Да, знаю, всё вышесказанное выглядит странно. Но именно так всё могло и быть. А как было на самом деле?

Впервые идея о создании фильма «Искатели потерянного ковчега» посетила Джорджа Лукаса в далеком 1973 году, как раз после завершения съемок «Американских граффити». Но мыслей было много, и желание снять космическую оперу возобладало над стремлением создать приключенческий сериал. Поэтому идею сложили на полку до лучших времен.

Два года спустя, Лукас повстречался со своим приятелем Филиппом Кауфманом. В ходе разговора он поделился с ним своей концепцией нового мальчишеского блокбастера, построенного по принципу телесериалов студии RKO, которыми сам Лукас засматривался еще в детстве. После небольшого мозгового штурма друзья сообразили на двоих пару идей и даже придумали имя новому герою – Индиана Смит, археолог и искатель приключений. Именно Кауфман предложил сделать основной целью поисков ковчег Завета. Лукас предложил Кауфману стать режиссером проекта, но тот был занят на съемках вестерна Клинта Иствуда «Джоси Уэйлс – человек вне закона» в качестве сценариста. Посему наметки снова отправились пылиться в чулан, а сам Джордж вплотную занялся «Звездными войнами».

В 1977, когда вышеуказанная картина вышла в прокат и совершила революцию в кино, сам автор подарил себе небольшой отпуск на Гавайях. Там он пересекся с другим закадычным товарищем, Стивеном Спилбергом, пребывающим в лучах славы «Близких контактов третьей степени». Пока оба жарили пятки на солнце, Лукас не преминул поделиться идеей «Искателей». Спилберг сразу загорелся, но для вежливости предложил Джорджу самому заняться режиссурой. Лукас отмахнулся, мол, пока отдохну. Хочешь? Тогда сюжет твой…

В середине 1979 года Лоуренс Каздан, автор ленты «Империя наносит ответный удар», закончил работу над сценарием «Искателей». После весьма продолжительного обсуждения, и персонаж, и сама история, в конце концов, стали обретать видимую форму. Герой по-прежнему носит имя Индиана (так звали собаку породы маламут, принадлежавшую Лукасу), однако фамилию Смит (которую терпеть не мог Спилберг) сменили на Джонс. Теперь предстояло подобрать актерский состав.

Спилберг пожелал снять в роли Мэрион Рэйвенвуд свою тогдашнюю подружку Эми Ирвинг, но она отказалась по причине занятости. Выбор Лукаса пал на Дебру Уингер, но та не проявила интереса к проекту. В конце концов, роль утвердили за 28-летней Карен Аллен, который пришлось испытать на себе все прелести уникального в своем роде кастинга (первое, что у нее спросил Спилберг, так это умеет ли она плеваться). По поводу роли друга Инди, египтянина Салла, съемочная группа попыталась договориться с Дэнни Де Вито. Однако стороны не смогли прийти к согласию по вопросу гонорара, так что место занял более «дешевый» Джон Рис-Дэвис. Услышав, что первоначально роль предлагали Де Вито, актер чей рост составляет 1 метр 85 см., скромно поинтересовался, не собираются ли ему по сюжету делать операцию по укорочению.

Самой большой головной болью стал, само собой, выбор актера на заглавную роль безбашенного искателя приключений. После кучи прослушиваний, почти все пришли к единому выводу – лучшим вариантом является Том Селлек. Почти – потому что только директор по кастингу Майк Фентон по-прежнему настаивал на кандидатуре Джеффа Бриджеса. Проблема была в том, что Селлек уже принял приглашение от другого приключенческого проекта – телесериала «Частный детектив Магнум». Пилотная серия которого вышла несколькими месяцами ранее…

«На этом самом месте мы и застопорились, — говорит Лукас. – Мы жаждали начать съемки. Даже позвонили на CBS и попросили их рассмотреть возможность замены Селлека». На телевидении, узнав, что актером заинтересовались сами Лукас и Спилберг, срочно пересмотрели свои взгляды на сериал и решили-таки запускаться на полную катушку. Хочешь – не хочешь, но Селлеку пришлось соблюдать условия контракта. «Мы уже были готовы в полном объеме, — вспоминает Лукас. И тут в самый последний момент мы теряем звезду всего фильма».

Легенда гласит, что озарение на счет исполнителя главной роли пришло к Спилбергу в момент просмотра картины «Империя наносит ответный удар». С другой стороны продюсер Ховард Казанян настаивает, что Форд с самого начала был основным кандидатом на роль. Просто Лукас и Спилберг опасались использовать в своей новой работе столь узнаваемое лицо. Как бы там ни было, оба бородача встретились с Харрисоном Фордом и убедили его принять их предложение. Взамен Харрисон получил семизначный гонорар, семь процентов от сборов, а также заставил переписать большую часть реплик Индианы. «Я не хочу, чтобы мой персонаж был похож на профессора Хана Соло», — заявил актер своим фирменным раздраженным тоном.

Пока Форд приводил себя в форму тренировками (в том числе – по обращению с кнутом), съемки наконец-то стартовали 23 июня 1980 года во французском городке Ла Рошель, где в годы Второй мировой располагалась немецкая база подводных лодок. По сценарию корабль, на котором плывут Инди и Мэрион, останавливает нацистская подлодка. Не самый распространенный съемочный реквизит. Тем не менее, авторам удалось отрыть посудину, которая успела поучаствовать в картине Вольфганга Петерсена «Das Boot» (Подводная лодка). И даже раздобыть часть неиспользованного, но отснятого материала.

По-быстрому разделавшись со съемками локаций, спустя неделю Спилберг переместился в Англию, на студию Elstree. К чему, спросите, такая спешка? Ответ прост – всё дело в деньгах. Лукасу и его партнеру удалось провернуть с Paramount Pictures небывалую сделку: Джордж получил 4 миллиона, Стивен еще полтора. Оба застолбили долю от выручки. Плюс все затраты, связанные с прокатом фильма ложились на плечи студии. Само собой, был и подвох. Огромные штрафы в том случае, если бюджет фильма перевалит за отметку в 20 млн. долларов. Всё из-за того, что Спилберг перебрал с финансированием «Близких контактов» и с треском провалился со своей комедией «1941».

Съемки «Искателей» велись в бешеном режиме. Сам режиссер позже шутил, — «На этом фильме я понял разницу между любовью и симпатией. Если снятая сцена мне нравилась, я отправлял ее в печать. А не переснимал еще 17 раз, чтобы получить идеальный вариант». В течение 6 недель в Англии, Спилберг отснял весь материал по Каиру, а также полностью начальную сцену в перуанском заброшенном храме. Затем он приступил к сцене в Колодце душ, где по сюжету хранится ковчег. По замыслу, весь пол Колодца должен был быть покрыт змеями. И, несмотря на то, что у Спилберга в наличии уже было 2000 особей, ему показалось этого мало. В итоге съемки приостановили на день, чтобы дождаться, пока из Дании прибудут еще 4,500 кобр и гремучих змей.

Потом выяснилось, что все объемы противоядия уже 2 года как просрочены, поэтому пришлось снова отдохнуть, в ожидании когда прибудет свежая партия. Наконец, всё устаканилось и съемочная группа была готова продолжить работу. Тут на площадку случайно забрела дочь Стэнли Кубрика Вивиан, которая навещала отца на съемках «Сияния», и, судя по слухам, именно она, увидав всех этих пресмыкающихся, позвонила в Королевское общество защиты животных. Остаток дня пришлось вести переговоры с их представителями и уверять в том, что с животными обращаются хорошо.

Учитывая обеспокоенность Карен Аллен, момент съемок сцены, в которой она прокладывает себе путь сквозь змеиные «заросли», откладывали под самый конец. «И хотя меня ни разу не укусили, — вспоминает актриса, — одного из наших все-таки цапнули, так что, если я чувствовала, что вот-вот стану жертвой, я покидала кадр сразу же, без колебаний». Участие дублеров было неизбежным, но даже они не всегда чувствовали себя в безопасности. В итоге укротителю змей Стиву Эджу пришлось побрить ноги и вырядиться в платье Мэрион. Сам Спилберг ни в коем разе не пытался облегчить тяжелую актерскую участь. «Я бросил змею Карен прямо на голову, потому что мне показалось, она не слишком натурально кричит, — смеется режиссер. Да, я еще разок ее поджог. И подкинул ей на ногу тарантула…»

«Да нет, врет он всё, — улыбается в ответ Аллен. Но змею на голову он мне точно подбросил. Мертвого питона. Он три дня пролежал и совсем сгнил. Я вся была в этой слизи, и помню, что чертовски разозлилась. Правда, я частично вернула должок, смахнув часть змеиных остатков прямо ему за шиворот».

Время поджимает. Змей не хватает. Но всё это цветочки по сравнению с незамутненной ничем радостью съемочного процесса в Тунисе. В конце августа 1980 вся группа переехала в пустыню Седала. Столбик температуры нередко поднимался до 40 градусов, и, по словам Пола Фримана (Белок), он никогда не видел, чтобы люди настолько выбивались из сил. Некоторые, буквально, засыпали в процессе еды и уютно посапывали, лежа во втором блюде.

Начали со сцены, в которой Форд вступает в рукопашную с могутным немецким механиком, в то время как на заднемфоне движется самолет с запущенным двигателем. На репетициях всё прошло гладко, Форду нужно было всего лишь совершить обратный кувырок. Однако перед камерами произошел казус – актер поскользнулся, и его нога попала под колесо движущегося аэроплана. Слава богу, летчик успел нажать на тормоз, иначе прощай колено. Жара сделала свое дело и резина стала совсем мягкой, так что Форд отделался легким испугом. Сам Харрисон невозмутимым тоном сказал, – «Вся съемочная труппа прореагировала именно так, как должна была прореагировать, когда главную звезду фильма переезжает самолет, а за плечами – всего лишь половина отснятого материала. Но с тех пор я стал гораздо осторожней».

Само собой, чересчур опасные для здоровья сцены доверили профессионалам. Так, следующей по списку стала сцена погони на грузовиках. Зритель видит висящим на капоте самого Форда, а вот весь рискованный трюк исполнили каскадеры. Слишком уж велика была вероятность соскользнуть вниз, прямо под колеса грузовика. Поначалу планировалось, что в самый последний момент Индиана сумеет снова забраться в кабину, но руководитель каскадеров, Гленн Рэндалл предложил другой вариант, вошедший в окончательный монтаж ленты. Тот самый, когда профессор Джонс проползает под низом движущегося автомобиля.

Чтобы увеличить простор для каскадера, Рэндалл выкопал посреди дороги неглубокую борозду. Впрочем, на скорости в 30 миль в час все равно оставался серьезный шанс, что трюк может пойти не так. «Тот самый случай, когда для ошибки просто нет свободного места, — вспоминает он. Терри Леонард, каскадер, который был настолько глуп, что согласился исполнить этот фокус, сделал это только после того, как сам Рэндалл сел за руль машины.

Последняя остановка в Тунисе. Город Каирован. На местном рынке снимается сцена погони арабских наемников за Инди и Мэрион. К тому времени Форд приболел – у него был тяжелый приступ дизентерии. Сам Спилберг чувствовал себя в порядке. Еще бы, ведь он прихватил с собой консервированную еду. На повестке — эпизод схватки Индианы с крутым меченосцем. По идее, он должен был победить его при помощи своего кнута. Однако Форд, в результате своей болезни, то и дело отлучался «по делам», а его противник, по словам Аллен, «был весьма некомпетентен». «Парень, похоже, не сильно старался выучить все свои хореографические па с мечом, поэтому мне казалось, что ни черта не получится». В итоге Форд сам предложил Спилбергу альтернативный выход из ситуации. «Давай просто пристрелим мерзавца». И мерзавца пристрелили. Так, благодаря «звездному» расстройству желудка, кинематограф обзавелся еще одним забавным бессловесным гэгом.

Финальная часть съемочного процесса проходила на одном из Гавайских островов. Здесь Спилберг и компания запечатлели внешние виды самого первого эпизода с перуанским храмом. На горизонте уже маячит долгожданное завершение работ, поэтому этот этап прошел для всех заметно легче, чем предыдущие. Даже, несмотря на несметное количество кровососущих насекомых.

Последняя снимаемая сцена – бегство Инди от толпы разъяренных индейцев. Он бежит в направлении самолета, припаркованного посреди озера, прыгает на лиану, ныряет в воду, доплывает до самолета и залазит на борт, причем вниз головой, а ноги продолжают болтаться в воздухе. В теории всё смотрится весело и задорно. Никому в голову не пришло просчитать эффект, который произведут болтающиеся в воздухе ноги Форда на аэродинамику биплана 30-х годов. В итоге, посудина сумела взлететь метров на 10 над поверхностью озера, после чего ее развернуло в сторону леса и закинуло в ближайший непроходимый кустарник. Слава богу, никто не пострадал.

Неудержимый пыл Спилберга не прошел даром. Съемки завершились всего за 73 дня, вместо отведенных 85, что гарантировало ему и Лукасу отсутствие проблем со студией. Теперь к работе приступили ребята из Industrial Light & Magic, которым предстоял рабский труд над спецэффектами. Самым сложным с этой точки зрения оказался эпизод с открытием ковчега. Один из сотрудников предложил огненные шары, другой настаивал на использовании призраков, третий хотел создать необычное световое представление. Спилберг же решил, что использует всё вместе.

Будучи транжирой в одном, в других случаях режиссер по-прежнему продолжал минимизировать затраты. Так родился еще один запоминающийся кадр фильма – эпизоды с перемещением героев по карте, обозначаемым пунктирной линией. Сценарист Каздан первоначально хотел использовать в этих заставках несколько десятков специально отснятых изображений с различных мировых локаций. Спилберг оптимизировал расходы.

Релиз «Искателей потерянного ковчега» состоялся 12 июня 1981 года. Картина попала на экраны всего лишь 1000 кинотеатров. В первый же уик-энд лента заработала 8 млн. долларов, и в результате стала самой кассовой лентой года (384 млн. долларов мировых сборов – 17-е место в списке самых успешных фильмов всех времен с учетом инфляции). Картина была номинирована на 8 Оскаров, и забрала 4 из них, правда, во второстепенных категориях – за монтаж, звук и специальные эффекты. Но зритель ведь ценит этот фильм отнюдь не за количество призов, а за неповторимую атмосферу настоящих приключений.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий