Мы из будущего (2008)

Этот фильм не про войну. И даже не про отношение к войне. Это – своеобразное заигрывание с очень болезненной и серьезной темой, что-то вроде детской игры в войнушку, только играются в данном случае взрослые дяденьки с серьезными гримасами на лице.

Кто не хочет стать Спилбергом?  Или Земекисом? А может сразу и тем, и другим? Создатели «Мы из будущего» решили не размениваться по мелочам и ударились в безвозмездные заимствования сразу и отовсюду. Благо плагиат в искусстве всегда можно списать на «витание идей в воздухе». Основу «блокбастера» составили знаменитые голливудские ленты «Спасение рядового Райана» и «Назад в будущее». Рядовой Райан стал именоваться Димой Соколовым, правда, спасать его уже было необязательно. Перемещения туда-сюда в пространственно-временном континууме уже не требуют разгона до скорости 80 миль в час. Достаточно взяться за руки и дружно прыгнуть в озеро… До кучи прибавим сюда любовную линию с миловидной санитаркой («Перл Харбор»), возврат серебряного портсигара (миелофон из «Гостьи из будущего») и вполне тошнотворный в своей предсказуемости голливудский хэппи-энд. Эпизод с виртуозной игрой на гитаре на завалинке – вообще целиком слизан с ленты «Назад в будущее». Я с ужасом ждал, что Спирт (персонаж Андрея Терентьева) вот-вот запоет «Гоу, Джонни, гоу». Слава богу, до этого не дошло.

Меня подобный расклад событий нисколечко не удивляет. Режиссер Андрей Малюков, ранее снимавший вполне пристойные фильмы вроде «В зоне особого внимания», уже давно и навсегда отлучился в попкорновые телепостановки «Спецназ», «Диверсант» и «Империя под ударом». Ожидать от него внезапного озарения было бы по-детски наивно.

С жанром получившегося продукта я для себя так и не смог определиться. Для боевика – слишком затянуто и мелодраматично. От фантастики – только чудо-озеро и куча ляпов, вроде невесть откуда взявшихся в наше время личных документов из 42-го года (не говоря уже о том, откуда эти бумажки могли появиться в прошлом). Может быть, это все-таки столь любимая и близкая отечественному зрителю военная драма? Увы, и в этом авторы фильма не преуспели. У Спилберга получилось, у Малюкова – нет. Смысл драмы в том, чтобы зритель мог искренне сопереживать персонажам. А герои «Мы из будущего» либо вызывают усмешку, либо презрение, либо некоторые смешанные чувства, но уж точно не сочувствие.

Виноваты ли актеры в том, что их персонажи получились картонными, бесчувственными и плохо запоминающимися? Нет, не виноваты. Точнее, не все. Из четырех главных героев однозначно раздражал только Козловский по кличке «Борман» и немного переигрывал Терентьев по кличке «Спирт». Отличный типаж получился у Яглыча («Череп») и достаточно ровно и профессионально сыграл Волкострелов («Чуха»). Екатерина Климова, если забыть про ее безупречный маникюр, смотрелась аутентично и к месту.

Всех остальных персонажей «убил» откровенно тупой и бездарный сценарий. Ни Даниил Страхов, ни Борис Галкин, оба, будучи отличными актерами, не смогли привнести жизнь в своих лубочных солдатиков. Про особиста Жорина лучше вообще промолчать. А вот в сцене разговора «Бормана» с немцем Оберстом Бонхофом, мне почему-то сразу вспомнился полковник Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Вспомните, в диалогах Ланды каждое движение, каждый жест, каждый взгляд – всё дышит напряжением, тревогой. А  здесь весь разговор за явным неумением актеров выдерживать паузы и ритм повествования вылился в кретинскую пародию на легендарный фильм «Судьба человека» («После первой не закусываю»). За одно это стоило бы свернуть сценарий ленты в тугую трубку и хорошенько отхлестать его создателей по бесстыдным рожам.

Очевидно не преуспев на ниве жанрового кино, авторы попытались зайти к зрителю с позиции дешевой пропаганды. Хотя, судя по вполне профессионально снятым батальным сценам, не такой уж и дешевой. К сожалению и здесь не всё прошло гладко. Часто мораль путается с морализаторством, а историческая правда предается в угоду современным, «откорректированным», взглядам на историю нашей страны. В итоге получаем старшину, читающего молитву над братской могилой и прочие несуразности. Авторы поучительно рассказывают нам историю о том, как плохие «черные копатели», пройдя огонь, воду и медные трубы, внезапно, в течение нескольких дней, пересмотрели свое отношение к жизни. Самим собой напрашивается вопрос – Неужели для того чтобы любить свою отчизну и почитать ее прошлое, нужно обязательно побывать между жизнью и смертью?

Резюме: Словно герои фильма, большую часть фильма пытавшиеся выбраться из ада войны, в который занесла их кривая судьбы, так и я, время от времени, подумывал о том, чтобы прекратить просмотр. Я не понимаю, почему современное российское кино о Великой отечественной войне должно вызывать у зрителя чувство неловкости и стыда? Если такова современная трактовка, то я не хочу смотреть «Мы из будущего 2». Не вижу смысла тратить свое время.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий