Выживание мертвецов (Survival of the Dead, 2009)

Как ни печально осознавать этот факт, но старина Ромеро совсем сдал свои позиции. Родоначальник и прародитель жанра фильмов про зомби (т.н. зомбятников) решил, по всей видимости, последовать старому классическому принципу «Я тебя породил, я тебя и убью» и своим последним фильмом «Выживание мертвецов» вбил толстый ржавый гвоздь в гроб своего детища.

Первые робкие попытки умертвить жанр Ромеро совершил еще в 2007, когда снял «Дневники мертвецов». Но тогда поклонники списали все недочеты на желание маэстро соответствовать моде. Столь резкий отход от классических канонов покоробил многих отчаянных фанатов ромеровского творчества, но, тем не менее, режиссеру простили даже операторские изыски в стиле «Ведьмы из Блэр» и  «Монстро». Лишь бы зомби присутствовали и продолжали наводить страх на мирных граждан. Но после выхода «Выживания мертвецов» лично я, несмотря на всю любовь к мастеру, первым запущу в него гнилым помидором. Потому что зрелище получилось отвратительным, скучным и совершенно неудобоваримым…

Начнем, как водится, с сюжета картины. Перед нами развертываются симпатичные пейзажи тихой заводи под названием остров Плам (штат Дэлавер). Правда, с появлением здесь зомби на острове вспыхивают нешуточные страсти. Самое странное, что пока все живые объединяются, чтобы вместе противостоять сей напасти, на острове Плам жители раскололись на два противоборствующих лагеря. Предводителей первого стал некий Патрик О’Флинн, который взвалил на себя нелегкую ношу по очистке родной деревни от нечисти. При этом старик не щадит никого, ни женщин, ни детей, ни бывших собутыльников. И под лозунгом «Мертвые должны лежать горизонтально», О’Флинн вооружил себя и свою паству, и отправился отстреливать всех праздно шатающихся по округе мертвяков.

Однако далеко не все придерживаются столь драконовских мер. Например, Шеймус Малдун, считающий, что уничтожение ходячих мертвецов – дело не богоугодное и неправедное. У зомби есть права, в том числе право на надежду. Малдун рассуждает, в общем логично. Ведь еще вчера эти грязные мертвые бездушные оборванцы были обычными селянами. Кто знает, вдруг доблестные американские ученые уже завтра изобретут вакцину, которая излечит этих несчастных? Ну, хорошо, не завтра, пускай через год или два. Да, черт с ним, хоть через 100 лет. Им все равно, они теперь могут ждать вечно. Не теряя времени зря, Малдун тоже раздобыл огнестрельный арсенал и пошел отстаивать свои взгляды на жизнь.

Как ни странно, но победу в этом споре одержали гуманисты. Патрика и его ближайших подельников выпнули с острова. Даже его родная дочь не составила ему компанию в изгнании. Гонимый по волнам Атлантики ветром и веслами, О’Флинн отправился на материк. Прошло три недели…

На континенте всё по-прежнему. Эпидемия разрастается, живых становится меньше, зомби – больше. Тот, у кого нет оружия – либо идиот, либо мертв. По телеку гоняют несмешные шоу на тему мертвецов. В общем, обычный неконтролируемый хаос в стиле Ромеро. Небольшая группа военных во главе с сержантом Крокетом натыкается в лесу на охотников, которые издевались над зомби. «Это недопустимо», — подумали военные, и без долгих разговоров охотники отправились вслед за своими жертвами. Остался лишь какой-то паренек, который явно приблудился из другого фильма. У этого подростка есть всё, что нужно — 4 млн. долларов в сейфе, прикольный смартфон и неуемная жажда убивать зомби. Он тут же хвастается своей мобилой и демонстрирует всем видео, на котором дед в пальто приглашает всех желающих посетить мирный остров Плам, где, цитирую «солнце светит ярче, места всем хватит, а зомби такие тихие…». Зритель в лице деда сразу узнает подлого О’Флинна, но солдаты-то не в курсе. Так что отряд решает – а почему бы и нет. И отправляется на побережье.

Затем старина Ромеро ненадолго отлучился из-за пишущей машинки, и сценарий решила дописать его колумбийская домработница. Другого разумного объяснения дальнейшим вакханалиям я не нашел. Потому что с этого момента уровень дебилизма начал просто зашкаливать.

Военные прибывают на грузовике в порт. «Гостеприимный» О’Флинн и сотоварищи начинают методично обстреливать вновь прибывших. Те, в свою очередь, не обращая внимания на странно холодноватый прием, отправляются на поиски плавсредства. Безумный старикан Патрик не сильно озабочен прибытием новых людей. Он расслабленно курит сигару и хмурит брови. Тем временем, перестрелка привлекла многочисленных зомби, которые методично (хотя на них никто не обращает внимания) пожирают одного за одним друзей О’Флинна. Поняв, что он остался в гордом одиночестве, старик тут же присоединяется к приезжим, несмотря на то, что еще пару минут назад он приказывал  своим людям убить их. Те, в свою очередь, без вопросов принимают его в свои ряды. И под управлением рядового Сисько (традиционное латиноамериканское имя) паром уверенно плывет на остров.

После прибытия начинается полный отвал башки. Похоже, что и домработница кому-то уступила свое место у руля сценария. На острове полный бедлам. Малдун и его люди уже скопили целую кучу мертвяков, которых они держат в сарае и пытаются им привить любовь к любому другому мясу, кроме человечьего. Тем временем, дочь О’Флинна благополучно померла и теперь разъезжает в таком виде по окрестностям на вороном жеребце. Вскоре выясняется, что у старика не одна дочь, а две. Да еще и близняшки! А потом вся эта братия сойдется на смертный бой на задворках какой-то фермы, и все начнут друг друга всячески убивать. А вокруг будут ходить зомби и невпопад вмешиваться в дикий и безудержный вестерн в лучших традициях Верной руки и Чингачкука. Аминь.

Если вы вдруг решили, что в целом в описании сюжета есть своя, пусть и нестройная, логика, то вы просто не слышали диалогов всех вышеуказанных персонажей. Потому что передать всю «глубину» этих пассажей я не в состоянии. Иногда герои говорят просто для того, чтобы что-то говорить. Смысловой нагрузки их диалоги не несут и представляют собой набор фраз «на тему ситуации». Или без темы. Ближе к концу уже вообще не обращаешь внимания на то, что и кто говорит. Так проще жить.

Зомби в последнем фильме Ромеро (уже сильно хочется надеяться, что он последний) бродят настолько бесцельно и умиротворенно, что практически становятся частью интерьера.  Они не вызывают ни жалости, ни отвращения. Люди настолько увлечены своей борьбой друг с другом, что нежить нехотя отходит на второй план, а ближе к концу фильма и вовсе теряется в бреднях сюжетных перипетий.

По поводу актеров. Обычно, когда сильно ругают сценарий, то про актеров говорят, мол, они бедняжки так страдали. Им приходилось всю эту пургу тщательно заучивать и проговаривать с экрана. В нашем случае, можно смело расслабиться, никого жалеть не придется. Весь актерский состав «Выживания мертвецов» смело получает за свое кривляние кол. Весь, за исключением сестер-близнецов. Им полагается почетный «кол с минусом». На двоих.

По каким причинам Джордж Ромеро, автор классических ужастиков «Ночь живых мертвецов», «День мертвецов» и «Рассвет мертвецов», собственными руками решил опошлить свою репутацию? Сложно судить. Вполне возможно, у 70-летнего постановщика и сценариста начался банальный старческий маразм. Это действительно очень печально. Не такого фильма мы ждали от тебя, Джордж.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий