Круто сваренные (Lat sau san taam, 1992)

Не секрет, что абсолютное большинство европейских и азиатских режиссеров, приглашаемых для работы в Голливуд, рано или поздно теряют свое творческое лицо и становятся лишь «одними из многих». Превращаются из самобытных творцов в мастеровитых, но одинаковых ремесленников. К сожалению, эта печальная участь постигла и всем известного китайского постановщика Джона Ву. Карьера мистера Ву четко поделилась на два этапа – до и после «Трудной мишени», его первого голливудского проекта с участием Жана-Клода Ван Дамма. Однако не будем о грустном. В конце концов, до момента своего прибытия на обетованную американскую землю, в страну невиданных бюджетов и ангажированных суперзвезд, Джон снимал отличные боевики. Местами просто идеальные…

«Круто сваренные» — это последний фильм гонконговского периода Ву. И, судя по многочисленным отзывам и рецензиям, лучший. Или, по крайней мере, делит первое место с другим шедевром мастера – «Наемным убийцей» (Dip huet seung hung, 1989). Лично я знакомился с его картинами в хаотичном порядке, по мере того, как я натыкался на ту или иную видеокассету на блошином рынке. И так уж вышло, что «Hard-Boiled» (именно так лента именуется по-английски) попались мне первыми.

Совершенно тривиальный сюжет. Гонконг. Местная полиция никак не может прижать к ногтю представителей триад, торгующих всякими запрещенными товарами направо и налево, в т.ч. и контрабандным китайским оружием. Между самими гангстерами тоже намечается жесткое противостояние – молодой и амбициозный Джонни Вонг (Энтони Вонг) уже давно точит зуб на старика Хоя, который бесит его не столько традиционными способами ведения бизнеса, сколько низкими ценами. Полиция тоже не дремлет и периодически устраивает бандитам «сладкую жизнь». Основным двигателем погромов в местах обитания этих маргиналов является инспектор Юен по прозвищу «Текила» (Чоу Юн-Фат).

Текила постоянно сует нос куда следует и куда не очень. Что сильно нервирует его непосредственного начальника, шефа полиции Панга (Филип Чан), потому что ему наконец-то удалось внедрить в гангстерскую среду своего агента, полицейского под прикрытием Тони (Тони Люн). А Текила своими варварскими набегами и неуемной жаждой мести за смерть напарника, рискует разрушить все наработки и рассекретить Тони.

В конце концов, пути-дорожки двух отчаянных копов пересекутся, Текила и Тони станут настоящими боевыми товарищами и объявят Джонни Вонгу и его армии настоящую войну. Победить в которой – дело их профессиональной чести.

Я предупреждал. Банально и скучно. Подобный сценарий ежегодно становится литературной основой огромного количества полицейских боевиков категорий В и С, серийно штампуемых по всему миру, от Голливуда до Болливуда. Всё дело в том, КАК это снято. И КАК сыграно. А сделано это ТАК, что напрочь забываешь про все перипетии сюжета и с открытым ртом следишь за происходящим на экране.

«Круто сваренные» — это квинтэссенция жанра боевиков, экшн в самом чистом виде. Как говорится, не убавить – не прибавить. Никаких слюнявых пассажей и многостраничных диалогов о смысле жизни. Никаких «романтических вставок» и социальных подтекстов. Герои думают, говорят и живут здесь и сейчас. У них нет времени остановиться и посмотреть на себя со стороны. Потому что они на войне и эта война не закончится до тех пор, пока их враг не будет повержен. Или они сами не погибнут.

Потрясающие актерские работы Чоу Юн-Фата и Тони Люна. С одной стороны, бескомпромиссный и взрывной инспектор полиции Текила, который без оглядки рискует собственной жизнью днем, а вечером расслабляется в баре мистера Ву (роль которого исполнил сам режиссер, правда сыграл плохонько), поигрывая в местном джаз-банде. Текила смачно пожевывает зубочистку и невероятно эффектно парит в воздухе, расстреливая преступников сразу с двух рук (фирменная фишка всех боевиков Ву). С другой стороны, флегматичный и замкнутый Тони, который вынужден играть роль безжалостного киллера, чтобы сохранить доверие Джонни Вонга. Для Текилы – уничтожение бандитов не просто работа, это миссия и часть жизни. Тони искренне переживает каждую смерть, виновником которой он становится и мастерит оригами в виде журавликов в память о тех, кого убил. Он мечтает закончить свое задание и уехать отсюда подальше. Жаль, что его мечты так и не сбудутся.

Отдельного упоминания заслуживает филигранная операторская работа Винг-Хунг Вонга. Этот мастер работал над всеми известными картинами мэтра и сделал неоценимый вклад в то, что мы привыкли считать фирменным стилем Ву. Великолепно снятые и поставленные сцены перестрелок – это львиная доля фильма и 90% того грандиозного успеха, коим пользовалась эта лента в азиатском прокате. Рваный монтаж, слоу-мо и нон-стоп экшн (слишком много заимствованных слов, я знаю) – вот три кита, на которых стоит действие фильма «Круто сваренные». И стоит твердо.

Резюме: Джон Ву так и не смог реализовать свой талант на чуждой ему земле. Голливудские картины мастера, несмотря на привлечение дорогостоящих звезд вроде Джона Траволты, Николаса Кейджа, Тома Круза и Бена Аффлека, никогда не сравнятся по силе воздействия с его ранними шедеврами. Всем, кто еще по каким-то причинам не видел эти фильмы – смотреть обязательно. Они того стоят, поверьте.

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Tweets that mention Круто сваренные (Lat sau san taam, 1992) | Кинозлодей.ру - Блог о кино -- Topsy.com
  2. Первый трейлер к фильму "Шанхай" | Кинозлодей.ру - Блог о кино

Оставить комментарий