Рецензия на фильм «Гринберг» (Greenberg, 2010)

Нью-Йорк. У Роджера Гринберга (Бен Стиллер) наступил кризис. Это не кризис среднего возраста, это кризис средней жизни. К своим 40 годам он не нажил ни верных друзей, ни крепкой семьи, ни даже приличного социального положения. Он ни к чему не стремится и ни от чего не бежит. Он просто живет. Тихо, бесцельно, скучно. Когда его увольняют с работы, маленький мирок Роджера переживает слишком серьезные потрясения. У Гринберга случается нервный срыв, который приводит его бренное тело в психбольницу.

Лос-Анджелес. Флоренс Марр (Грета Гервиг) работает домработницей и, кажется, тоже не особо стремится к чему-то большему. У нее есть маленькая, но уютная квартирка, непыльная работа и бойкая подружка Джина, которая умело манипулирует ею. Флоренс только что пережила тяжелое расставание с парнем, поэтому теперь ее мучает комплекс неполноценности, в связи с чем она готова переспать с первым встречным. Само собой, душу это не лечит, но латает дыры в самолюбии.

Эти два одиночества, вовсе не заинтересованные друг в друге, тем не менее, встретятся. Дело в том, что Флоренс работает в доме младшего брата Роджера, Филиппа Гринберга. Успешный бизнесмен Филипп вместе с семьей уезжает на месяц в Таиланд, и решает временно поселить у себя своего непутевого бездельника-братца. Роджер соглашается, ибо, во-первых, это бесплатно, во-вторых, перемена обстановки должна благотворно сказаться на его душевном здоровье. Вдобавок, он сможет присмотреть как за домом, так и за собакой.

Поначалу Флоренс относится к Гринбергу-старшему с плохо скрываемым подозрением, однако вскоре понимает, что если он и псих, то вполне безобидный. Между ними вспыхивает странный любовный роман, который обоим одновременно и нужен, и не нужен вовсе. Флоренс делает вид, что она пока не нуждается в новых отношениях, но и без мужского внимания ей совсем тоскливо. Чего хочет Роджер? Тут без бутылки не разберешься, тем более что он действительно не дурак выпить.

С течением фильма понимаешь, что Роджер Гринберг никакой не сумасшедший. Он просто замкнутый в себе человек. Рак-отшельник. Ушедший в себя и не собирающийся возвращаться. Только если очень сильно попросят. Однако никто не просит. И даже не вспоминает про него. Его это жутко расстраивает, но он старается не подавать виду. Вместо этого он усиленно строчит гневные письма в различные организации с призывами разобраться в тех или иных, по его мнению, «неправильных» ситуациях. То в самолете кресло поскрипывает, то музыка в кафе Старбакс не соответствует, по мнению Гринберга, стилю заведения.

Всего его бывшие друзья сохранили о нём не самые лучшие воспоминания. Пытаясь снова наладить с ними отношения, Гринберг лишь бередит былые раны. Его товарищи никак не могут простить ему, что он покинул их рок-группу, как говорится, на самом интересном месте, в момент подписания важного контракта. Зачем он так сделал? Почему принял это решение в одиночку? Сам Гринберг до сих пор не знает. В итоге, у всех участников той группы жизнь сложилась не так, как им бы хотелось, и все винят в своих неудачах (по крайней мере, частично) бедолагу Роджера.

Режиссеру Ною Баумбаху удалось главное. Он таки нашел идеальный сценический образ для Бена Стиллера. Образ, резко выделяющийся на фоне его стандартных клоунских персонажей в фильмах типа «Все без ума от Мэри» или «Знакомство с родителями». Многие, увидев в титрах «Гринберга» имя Стиллера, вполне закономерно посчитали, что это очередная комедия. И были жестоко разочарованы, в чем не замедлили признаться в многочисленных отзывах. Сам же Бен Стиллер, по всей видимости, наслаждается этой ролью, полностью вживаясь в своего чудаковатого, необщительного, но ранимого Гринберга. Он вовсе не забавный меланхолик, а обычный одинокий неудачник, которому в своем одиночестве столь же неуютно, как и в общении с окружающими. Может именно поэтому он и звонит домработнице Флоренс, дабы разделить с ней не только заботы о доме, но и собственный досуг.

Спокойное, неторопливое, размеренное кино. Это, конечно, не «Серьезный человек» Коэнов, но и не «скукотища», как высказываются некоторые сетевые персонажи, выросшие на Лунтиках и прочих черепашках-ниндзя. Впрочем, молодежь однозначно будет разочарована, ибо не настроена на волну Гринберга. Да и сам сорокалетний Роджер вовсе не стремится найти общий язык с молодым поколением, называя его вкусы и образ жизни – убогими. Так они и разошлись, как в море корабли.

Порадовала исполнительница главной женской роли, Грета Гервиг. Честно признаюсь, я раньше не сталкивался с работами этой актрисы. Однако сыграла она просто прекрасно. Очень искренне, душевно, натурально. Слава богу, у авторов хватило ума не приглашать на эту роль какую-либо известную старлетку, что однозначно бы испортило персонаж. А так самое то. Так сказать, свежая кровь и естественность. В дуэте с «крупнобюджетным» Стиллером Гервиг не потерялась, составив с ним отличную романтическую пару.

Также удивительно смотреть на серьезное лицо Риса Иванса, особенно после недавней «Рок-волны». Здесь Иванс, играющий роль старого друга Гринберга, Айвена, неожиданно предстает в образе печального рыцаря. В старые добрые времена они с Роджером были лучшими друзьями, вместе писали песни для своей группы, и он до сих пор не может до конца понять и простить Гринбергу его предательство.

Резюме: Во-первых, это не комедия. И неважно, что написано в рекламе или в описании фильма на заднике DVD. Маркетологи трудятся, это их хлеб. И иногда им приходится немножко приукрашивать события, что привлечь зрителя. Ибо драма по определению жанр менее кассовый, чем комедия или триллер. Во-вторых, не ждите острых диалогов или резких поворотов сюжета, на волну этой ленты надо просто настроиться. В наше время так редко появляются картины, в которых отсутствует насилие, пускай даже шуточное, что это событие ценно само по себе.

Приятного просмотра.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий