Спагетти-вестерн: Особенности итальянской кухни, часть 2

(Начало статьи)

Ирония итальянских вестернов состоит в том, что фактически они предвосхитили тягу современного общества к постапокалиптическому изображению реальности. Американцы снимали кино про борьбу – за жизнь, за будущее, за великую американскую мечту. Итальянцы понастроили мертвые пыльные города в пустыне, сделав жадность, хитрость и коварство основными положительными качествами, помогающими не стать частью интерьера умирающего пейзажа. Аморальность и безжалостность главных героев – это не повод для драки, это жизненное кредо. Вот почему за недовольным хмурым взглядом из-под полы шляпы чаще всего следует не смачное ругательство, а голос «уравнивающего всех» Кольта.

Здесь нет места юношескому идеализму и вере в исправление. Момент покаяния остался где-то позади. Тот свет примет всех, и хороших, и не очень. Последних, как правило, в первую очередь, но не всегда. Дикий Запад в объективе итальянских киношников – это не поле честной мужской битвы на открытом пространстве, а сплошная игра в прятки со всеми характерными атрибутами: подставами, обманами, засадами, западнями, ловушками и выстрелами в спину. Хочешь жить, умей вертеться. Предательство и возмездие – вот два кита, на которых построены десятки спагетти-вестернов, от вышеупомянутых шедевров Леоне до стабильных среднестатистических образчиков жанра, вроде «Джанго» с Франко Неро.

Невероятный успех «долларовой» трилогии открыл Леоне, Иствуду и композитору Эннио Морриконе дорогу в обетованные земли под названием Голливуда, штат Калифорния. Со всеми вытекающими. Оставив за спиной десятки последователей, соревнующихся в своем умении подражать ему и друг дружке, режиссер отправился воплощать большую мечту – американский спагетти-вестерн на американской же земле с голливудскими звездами. Результат известен всем. В 1968 на экраны вышло масштабное эпическое полотно «Однажды на Диком Западе». Главные роли в этой ленте, по иронии судьбы, исполнили те самые Фонда и Бронсон, которые ранее презрительно отвергли сценарий «За пригоршню долларов». Сценаристы – Бернардо Бертолуччи и мастер ужасов Дарио Ардженто.

Как водится, американцы приняли картину итальянского выскочки сдержанно. Лишь потом кинокритики сошлись в осознании безусловной ценности этой ленты для жанра в частности, и для кинематографа в целом.

Переезд маэстро в Голливуд никоим образом не сказался на количестве и качестве приключенческих лент, выпадавших на долю итальянского зрителя ежегодно. За период властвования над умами, «вестернизация» старушки Европы породила около 600 художественных фильмов, лишь единицы из которых смогли задержаться в памяти. Например, уже упомянутый «Джанго» Корбуччи или «Кто знает?» Дамиано Дамиани (в советском прокате «Золотая пуля»). Эти ленты пошли в своей брутальности и эскалации насилия еще дальше, получив кое-где закономерные отказы в демонстрации. Само собой, подобное отношение, с одной стороны, немало повлияло на их последующий, культовый статус у фанатов, а с другой – породило великое множество переделок, неофициальных продолжений и откровенного низкопробного плагиата.

Спагетти-вестерны стали «родным домом» для многих европейских актеров и лишь немногие сумели вырваться из цепких лап стереотипа. Помимо Клинта Иствуда, героями макаронных авантюр в разное время становились Франко Неро, Ли Ван Клиф, Джан Мария Волонте, Клаус Кински, Эли Уоллах.

Европейская волна, рано или поздно, должна была докатиться до берегов родины вестерна, и она докатилась. Благодаря популяризации жанра в 1969 году появились такие яркие ленты, как «Буч Кэссиди и Санденс Кид» и невероятно жестокий по тем временам фильм Сэма Пекинпы «Дикая банда». Сами итальянцы тоже не отставали, не собираясь легко сдавать свои позиции. Так, в частности, бывший оператор Энцо Барбони под псевдонимом И.Б. Клачер своим фильмом «Меня называют Троица» с легкой руки запустил целую франшизу комедийных вестернов с участием будущих звездочек – Теренса Хилла (Марио Джиротти) и Бада Спенсера (Карло Педерсоли). Этот дуэт успешно эксплуатировал найденный образ парочки двух сумасбродных искателей приключений на всем протяжении 70-х.

В настоящее время спагетти-вестерн мёртв, и последние гвозди в гроб забили сами создатели. Тем не менее, не стоит недооценивать влияние, которое это направление в киноискусстве оказало на сегодняшних кинематографистов. Взять того же Роберто Родригеса с его «Десперадо» и «Однажды в Мексике». Или Квентина Тарантино, не раз признававшегося в любви к этому жанру, и до сих планирующего выпустить свою порцию «макарон».

1 Trackback / Pingback

  1. Спагетти-вестерн: Особенности итальянской кухни, часть 1 | Кинозлодей.ру - Блог о кино

Оставить комментарий