Рецензия на фильм «Над законом/Нико» (Above the Law/Nico, 1988)

Разочарование – вот ключевое чувство, которое я испытал после пересмотра ленты Эндрю Дэвиса «Над законом». Прошло уже, страшно подумать, 22 года с момента выхода этого боевика, и мне почему-то казалось, что с позиции времени он не потеряет своего очарования. Увы, я жестоко ошибался. Насколько я был удовлетворен повторным просмотром «Невозмутимого», настолько же я скучал на дебютном фильме Стивена Сигала. Пытаясь переосмыслить свои впечатления, я пришел к следующему: ностальгия заставила меня явно переоценить эту картину.

Для тех, кто не в курсе (знаю, есть и такие) – кратко о сюжете. Молодой (не беда, что на момент выхода фильма Сигалу исполнилось уже 37 лет) полицейский Николо Тоскани родился в Италии. Название «Нико» появилось как раз от сокращения имени главного героя; в нескольких европейских странах лента шла под этим заголовком, поэтому в России встречались как правильные переводы, так и переводы с кассет, уже дублированных в Европе.

Итак, родился он в Италии, в Палермо. Потом Нико с родителями переехал в Штаты, а в возрасте 17 лет отправился учиться в Японию восточным единоборствам, в частности айкидо. Достигнув в этом деле определенных высот, Нико попался на глаза ЦРУ-шникам, которые не замедлили парня забрать под свое крылышко. Затем Нико, уже будучи сотрудником спецслужб, очутился во Вьетнаме, где, правда, не сумел надолго задержаться из-за обостренного чувства честности и собственного достоинства. Посмотрев на жестокие методы местных костоправов под предводительством некоего Курта Зэйгона (Генри Сильва), Нико грязно выругался, хорошенько припечатал Зэйгона по весьма отвратительной роже и ушел восвояси. Вернувшись на родину, Нико ушел из ЦРУ (да, взял и ушел, а Вы как думали), остепенился, женился и стал обычным, ничем не примечательным, чикагским полицейским (ну за исключением того, что он может любого вырубить парой ударов, а его жена – вылитая Шэрон Стоун).

Прошлое всегда найдет, как напомнить о себе. Нико, не подозревая, что ввязывается в неприятное, липкое дело, арестовывает в плановом порядке сальвадорского наркоторговца Тони Сальвано. Однако вместо привычных пакетиков с порошкообразным веществом на месте преступления обнаруживается взрывчатка С-4, что даже для такого отъявленного мерзавца, как Сальвано, нехарактерно. Как обычно, в дело тут же вмешивается ФБР, преступников тем же вечером отпускают на свободу, а полиции щелкают по носу, мол, не суйте его, куда не следует. И точка.

Нико, само собой, с таким корявым раскладом не фига не согласен, ибо негоже, чтобы всякие мятые и невнятные пиджаки из ФБР указывали бывшему сотруднику ЦРУ куда идти и что делать. Следуя принципу «один в поле воин», Тоскани, вместе с напарницей Джекс, устраивают свое собственное расследование. И тут проблемы начинают сыпаться на них, словно из рога изобилия. Сначала появляются какие-то беженцы из стран Латинской Америки, потом во время воскресной мессы в церкви взрывается бомба и погибает хороший друг Нико, отец Дженнаро. И в довершение картины, на горизонте снова появляется наш старый знакомый Зэйгон, который, оказывается, по-прежнему творит всяческие бесчинства и даже (о, ужас!) собирается совершить покушение на жизнь сенатора США. Как Вы понимаете, нашему герою, вопреки противодействию со стороны всех органов правопорядка, приходится самостоятельно разбираться с зарвавшимися бандитами. Миссия выполнена, все счастливы.

До ленты «Над законом» режиссер Эндрю Дэвис успел снять всего 4 фильма, из них одну короткометражку, одну драму, один ужастик и один средненький боевичок с участием Чака Норриса и все того же Генри Сильвы под названием «Кодекс молчания» (1985). Высшей же точкой карьеры Дэвиса можно считать кинофильм «Беглец» с Харрисоном Фордом, ставший кассовым хитом 1993 года и подаривший Томми Ли Джонсу Оскара за лучшую роль второго плана. Что касается «Над законом», то здесь Эндрю всё-таки сплоховал, сняв хоть и крепкий, но стандартный и затянутый экшн.

Стивену Сигалу, для которого «Нико» стал дебютом в кинематографе, все пророчили славу нового героя боевиков. Так оно и вышло, только все искренне надеялись, что Сигал сможет занять место стареющих Сталлоне и Шварценеггера, или хотя бы составить им достойную конкуренцию. Увы, дружище Сигал не оправдал надежд своих поклонников. Первое время он еще пытался выйти на уровень А, снимаясь в крепких середнячках типа «Смерти вопреки», «Помеченный смертью» или «В осаде», а затем окончательно скатился в категорию Б, где остается и по сей день.

Почему мне не понравился конкретно «Над законом»? Да потому что кроме как на молодого, полного надежд и энергии, Сигала, там смотреть в общем-то и не на что. Везде одинаковый Генри Сильва, как обычно, хорош в образе злодея, хотя с его лицом ему других ролей и не предлагали никогда («Амазонки на Луне» не в счет). Остальные персонажи откровенно вяжут действие фильма своей унылостью и серостью. Непонятно зачем нужная напарница Джекс в исполнении Пэм Гриер, узколобый и дерганый Сальвано, абсолютно лишний персонаж бывшего коллеги Нико по ЦРУ, Нельсона Фокса (Челси Росс).

Сценарий, написанный самими Дэвисом и Сигалом, тоже не блещет оригинальностью. Намешано в кучу всё, что было под рукой: полиция, наркоторговцы, беженцы, взрывчатка, ЦРУ, ФБР, бедные латинские дети и честные сенаторы. Я понимаю, хотелось на злобу дня, да задорно, да с юмором и огоньком. Из юмора – только Шэрон Стоун в роли заботливой жены и матери. Остальное – слишком серьезно, слишком прямолинейно.

Мне лично запомнились лишь эпизоды, когда Сигал демонстрирует на экране то, ради чего его и взяли в кино – свое мастерство айкидо. И замечательная, просто идеально подходящая для жанра экшн, музыка композитора Дэвида Майкла Фрэнка.

Кто-то на Кинопоиске в рецензиях (там, правда, пишут все кому не лень, и домохозяйки, и студенты, и даже домашние животные) громогласно заявляет, что «Над законом» — чуть ли не лучший боевик восьмидесятых. Да что там, лучший боевик ХХ века! Утверждение, если спросите меня, очень сомнительное. Особенно если вспомнить про наличие «Коммандо», «Рэмбо» и «Смертельного оружия». Да и на IMDb у фильма весьма скромный рейтинг – 5.5, что говорит само за себя. Да, это дебют любимого многими (правда, непонятно за что) актера. Да, в целом фильм тянет на твердую четверку с минусом. Но не более. Это тем более печально, что в актерской карьере Сигала «Над законом» — фактически лучший фильм. Из всех 38.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий