Рецензия на фильм «Директор» (The Principal, 1987)

Так уж вышло, что в фильмографии американского режиссера Кристофера Кейна лента «Директор» — одна из двух, которыми ему можно хоть как-то гордиться. Второй можно считать вестерн «Молодые стрелки», снятый Кейном на следующий год после премьеры «Директора». Ни до, ни после этих очевидных удач режиссеру не удавалось зацепить зрительское внимание. Волна вдохновения оказалась кратковременной.

«Директор» — это история школьного учителя Рика Латимера, которого за плохое поведение (он разнес бейсбольной битой спортивную машину адвоката своей бывшей жены) «повышают» до должности директора в самой убогой и бандитской школе города, Брандэле. По фильму не совсем понятно (точнее об этом и речи нет) в каком именно городе эта школа располагается, но съемки велись в Калифорнии.

Брандэл – это не просто последняя остановка, это, как выражаются местные ученики и учителя, мусорная корзина, из которой содержимое уже не выбросишь. Большинство из нынешних обитателей школы когда-то были выдворены из других, более приличных учреждений. Брандэл – это клоака образования, где подростки приходят в школу отнюдь не за знаниями, а за очередной дозой или просто потусоваться в компании себе подобных бездельников.

Латимер, поначалу не сообразивший, куда именно забросила его судьба-злодейка, решается навести порядок и прекратить беспредел, творящийся в стенах Брандэла. Заручившись поддержкой начальника службы безопасности Джейка Филлипса (Луис Госсет мл.), новоиспеченный директор начинает активно проводить реформы, начиная запретом продавать травку в школьных сортирах и заканчивая принудительным посещением всех уроков. Правда, не совсем понятно из сюжета, почему те, кто не хотел посещать занятия в принципе, так упорно каждый день таскались в саму школу, подвергая себя опасности быть затолканным в аудиторию?

И всё бы ничего, да вот только людям, которые раньше неплохо грели руки на продаже всякого дерьма школьникам, совсем не нравится ни новый директор, ни его бескомпромиссный подход. Главным препятствием на пути превращения Брандэла в образцово-показательное среднее школьное учреждение является некий Виктор Дункан (Майкл Райт), юный преступник, держащий весь Брандэл в страхе. У Дункана есть банда, есть связи с наркоторговцами, есть даже пушка, и абсолютно нет уважения к руководству школы. Более того, он прямо заявляет, что убьет любого, кто посмеет мешать ему вести дела. Однако Рик Латимер, несмотря на мирный характер своей профессии, вовсе нет мальчик для битья. Он не собирается так легко сдаться и готов дать отпор и Дункану и всей его шобле-вобле…

По жанру «Директор» представляет собой смесь социальной драмы и напряженного триллера. Первого больше, второго меньше, но в любом случае, это чисто развлекательный продукт с необходимой примесью морали и экшна. И хотя пистолетный выстрел раздастся в фильме лишь единожды, мордобоя и крепких словечек будет предостаточно.

Что красит фильм? В первую очередь, отличный типаж главного героя, директора Латимера, чью роль исполнил один из моих любимейших актеров Джеймс Белуши. Джеймс, чей невероятно успешный брат-комик Джон («Братья Блюз») трагически умер от передозировки, также начинал с комедий. Он участвовал и в телешоу «Субботним вечером» (SNL), и в ленте Джона Лэндиса «Поменяться местами» (мужик в костюме обезьяны на вечеринке в поезде), и в ремейке «Человек в одном красном ботинке», где он сыграл персонажа Морриса. Но настоящим прорывом стала именно роль в «Директоре», ибо в Белуши наконец-то увидели не просто тень своего более знаменитого брата, а полноценную звезду. Вскоре последовали отличные ленты «Красная жара» и «К-9», после чего сомнений уже не оставалось. Но вернемся к нашим баранам.

Безусловно, от некоторых диалогов «Директора» попахивает соцзаказом, не без этого. В конце восьмидесятых Америка под руководством Рейгана всё сильнее ощущала крах собственной образовательной системы. Школьные проблемы вкупе с небывалым распространением сексуальных свобод и наркотических веществ становились общенациональной заботой. То и дело в стенах школ звучали выстрелы, а их обитатели, вместо выполнения домашних заданий, фасовали крэк, рожали детей и периодически отправлялись за решетку.

Как бы там ни было, «Директор» — кино качественное, хоть и немного перегруженное моралью. Помимо вышеуказанных актеров в картине снималась Рей Дон Чон (стюардессочка из «Коммандо») и совсем молодой Джейкоб Варгас («У холмов есть глаза 2», «Смертельная гонка»). Стоит также отметить весьма бодрый саундтрэк и музыку композитора Джея Груска, выгодно подчеркивающую напряженные и самые боевитые моменты фильма.

В дальнейшем тема «добрый учитель против злобных учеников» весьма прижилась на просторах фабрики грез и на экранах стали появляться если не абсолютные клоны, то весьма близкие к оригиналу поделки. Это касается таких лент, как «Замена» (1996) с Томом Беренджером и «187» с Сэмюэлом Л. Джексоном. Возможно, на ум также придет более расчетливая и менее интересная драма «Опасные умы» с Мишель Пфайффер, которая большинству больше запомнилась великолепной песней Coolio «Gangstas Paradise».

Резюмирую. Крепкий голливудский фильм о нравах современных учеников и том, что, увы, не все конфликты можно решить словами. Одна из лучших ролей Джеймса Белуши и уж точно самый удачный проект в послужном списке режиссера Кейна.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий