«Дом на краю кладбища» (Quella villa accanto al cimitero, 1981)

Итальянцы, вообще-то, очень веселые и общительные люди. Гостеприимные, разговорчивые. Но именно они (и частично японцы) научили лишенный воображения Голливуд снимать фильмы ужасов. Марио Бава, Ламберто Бава, Дарио Ардженто, Лючио Фульчи  — имена, известные каждому киноману. «Дом на краю кладбища» — один из самых известных фильмов Фульчи, который хоть и уступал своим более именитым коллегам в мастерстве, но зато компенсировал это отставание буйством красок и прилежным следованием своему стилю. А стиль у режиссера был весьма своеобразным.

Главный герой доктор Норман Бойл узнает, что его коллега Питерсон, занимавшийся научной работой по исследованию старых особняков, оставил этот бренный мир, прихватив на тот свет свою любовницу. Кому печаль, а кому и нелишние 5,000 долл. в год, ибо профессор Мюллер любезно просит Нормана закончить труд покойного коллеги. Для этого доктору и  его семейству (жена Люси и малолетний сын Боб) нужно на полгода переехать из Нью-Йорка в Новую Англию, городок Нью Уитби в окрестностях Бостона. Даже, несмотря на то, что маленькая девочка с черно-белой фотографии, висящей в гостиной Бойлов, настрого запретила малышу Бобу приезжать в зловещий дом Фрейдштайнов (английский дубляж произносит эту фамилию как Фройдстин).

Как вы понимаете, по приезду семье Бойлов впарили именно поместье Фрейдштайнов (по кодовым названием «дубовый особняк»), ибо люди они доверчивые, с историей местных жителей незнакомые. В нагрузку милая риэлтерша порекомендовала им нянечку, которая, если поразмыслить, нужна им, как рыбе зонтик, ибо даже Норман работает, не выходя из дома. Нянечка Анна обладает пронзительным, демоническим взглядом и привыкла больше слушать, чем говорить.

Не успели Бойлы освоиться, как в их новом доме стали происходить странные, местами жуткие вещи. То двери скрипят на пустом месте, то в тишине ночи слышится детский надрывный плач. Сплошная мистика. Особенно всех напрягает заколоченная дверь в подвал, соседство с фамильным кладбищем и могильная плита прямо посреди коридора. Обстановка складывается, мягко говоря, недружелюбная. Люси, которая и так сидит на таблетках от нервов, чувствует, как ее крыша, шурша шифером, потихоньку едет, поэтому настаивает на скорейшей смене местожительства. Уведомив риэлтершу, супруги пакуют вещи и ждут новостей. Увы, не дождутся, ибо сия мадам изволила появиться в доме в их отсутствие, и была жестоко убита каким-то медленным, но чрезвычайно злобным монстром.

Отряд не заметил пропажи бойца. Лишь служанка Анна, увидев на кухне кровавый след, ведущий в подвал, привычно начала отмывать пол. То ли спутала с кетчупом, то ли раньше работала на мясокомбинате. Так или иначе, кровь не вызвала вопросов ни у нее, ни у хозяйки дома Люси. Чудовище в подвале радостно потерло руки и вслед за риэлтершей обезглавила и служанку. Мол, раз уж пошла такая пьянка, Аню тоже спишем под шумок. Однако сынуля Боб, шастающий везде, где можно и нельзя, таки наткнулся на остатки Аннушки и тут же пожаловался Люси. Мол, маман, это совсем не шарман, что в подвале валяется отфигаченная острым предметом голова нянечки. Мама тут же обеспокоилась, но было уже поздно. Чудовище теперь знает, что о нем знают, и стремится вырваться из подвала на свет Божий…

Фильм ужасов Лючио Фульчи вышел два года спустя после «Ужаса Амитивилля» (1979) и через год после выхода «Сияния» (1980) Стэнли Кубрика. Посему вовсе не удивляет, что сюжет «Дома на краю кладбища» частично позаимствован из этих двух классических кинолент. С одной стороны, доктор, приехавший поработать на свежем воздухе, до боли напоминает персонажа Джека Николсона из экранизации «Сияния» Стивена Кинга. С другой стороны, в нашем случае не папаша сходит с ума, а сам дом представляет собой опасность для его обитателей. Единственной девиацией от вышеуказанных картин является наличие в подвале зловещего зомби Фрейдштайна. Не сочтите за спойлер, ибо практически с первых минут фильма совершенно ясно, что речь идет не о привидении или призраке, а вполне реальном монстре.

Как принято во всех итальянских ужастиках, персонажи часто говорят странные фразы, совершают непонятные поступки, а их мотивация попросту заводит в тупик. Мальчик дружит с усопшей рыжеволосой девочкой, мамаша Люси спокойно соглашается жить рядом с семейным кладбищем совершенно жуткого вида, а отец семейства Норман предпочитает с умным видом расследовать причины смерти своего коллеги, а не спасать семью от сгнившего мертвеца в подвале.

Первая половина фильма несколько затянута, пока зрителя плавно подводят к крышесносящей второй части, где Фульчи внезапно вспоминает, что парадом командует он и начинает щедро поливать экран бутафорской кровью и потрошить персонажей фильма в своем фирменном стиле. Стиль Фульчи хорошо известен в узких кругах его поклонников, ибо отличается особой страстью к натурализму. Снято это всё предельно достоверно и жутко, поэтому не рекомендуется во время просмотра фильма что-либо жевать. На всякий случай.

Резюмируем. Если оставить в покое претензии к сценарию за вторичность и некоторую тоскливость, то ленту Фульчи можно вполне причислить  к классике жанра. Здесь есть всё, что так ценят любители фильмов ужасов: зловещие тайны, жуткие интерьеры, море крови и полное отсутствие сопливого голливудского хэппи-энда.

1 Trackback / Pingback

  1. «Седьмые врата ада» (E tu vivrai nel terrore – L’aldila, 1981) | Кинозлодей

Оставить комментарий