Кошмар на улице Вязов (A Nightmare on Elm Street, 2010)

Фредди Крюгер – один из самых узнаваемых и популярных персонажей масскультуры 80-х – 90-х годов прошлого века. С этим можно спорить с пеной у рта, это можно не признавать, можно даже бороться в меру своих способностей, но факт остается фактом – серийный убийца из подростковых ночных кошмаров известен даже тем, кто никогда не видел культовый фильм ужасов американца Уэса Крейвена «Кошмар на улице Вязов».

После переделки в 2009 «Пятницы, 13-е» появление ремейка «Кошмара» было лишь вопросом времени и благосклонности режиссера Крейвена, который долгое время противился желанию алчных продюсеров реанимировать персонаж Крюгера. То ли бабло всё-таки победило, то ли Уэс устал сопротивляться, но в том же 2009 году прошли слухи, что проекту дали зеленый свет. В продюсерах значился старина Роберт Шайе (продюсер оригинального фильма и многочисленных продолжений) и Майкл Бэй, а режиссером назначили клипмейкера Сэмюэла Байера. Забегая вперед, отмечу, что клиповое прошлое Байера торчит в новом «Кошмаре» из всех щелей, начиная с начальных титров.

На главную роль, и это многих фанатов франшизы воодушевило, выбрали актера Джеки Эрла Хейли, который буквально за пару месяцев до назначения блестяще отметился в фантастической ленте Зака Снайдера «Хранители», сыграв одного из центральных персонажей, таинственного и бескомпромиссного борца с преступностью Роршаха. Да мелковат (прежний исполнитель роли Крюгера, Роберт Инглунд, на 10 см выше Хейли), да щупловат, но зато какой характер!

Картина вышла на экраны в апреле и полностью оправдала надежды своих создателей, заработав в мировом прокате больше 100 миллионов долларов при бюджете в 35. Правда, оригинал обошелся Шайе и Крейвену в жалкие по нынешним меркам 1,8 млн., а прибыль фильма 1984 года превысила затраты более чем в 10 раз. Но кто считает?

Все эти сухие цифры статистики, увы, не скажут зрителю самого главного. А главное заключается в том, что ремейк Байера очевидно и предсказуемо оказался проще и площе. Судьба большинства «модернизаций» не обошла картину Байера стороной: поклонникам оригинального «Кошмара» не понравилась новая трактовка образа Фредди, как и повторение старого сюжета без особых видимых попыток авторов внести в ленту что-то  свое.

Начнем с того, что сценаристы «Кошмара 2010» зачем-то превратили маньяка-убийцу Фреда Крюгера в педофила-садовника. Чем они руководствовались при этом, одному Богу известно. Пытаясь расширить и «углубить» биографию Крюгера, создатели полезли в ненужные дебри, заставив зрителя мучительно искать ответ на главный вопрос – почему, вместо того, чтобы сдать насильника в полицию, родители устроили жестокий самосуд? Напомню, что в 1984 логики было больше – Крюгер был детоубийцей и был оправдан судом за недостатком улик. Именно поэтому родители решились взять правосудие в свои руки. В новой же версии смерть Фредди больше смахивает на несчастный случай, непредумышленное убийство.

Еще большее сомнение вызывает тот факт, что главные действующие лица, все как один, страдают избирательной амнезией, не припоминая тот факт, что все вместе учились в одном детском саду и претерпели издевательства и приставания Крюгера. Судя по сюжету, они просто забыли об этом. Никакого сдвига в психике, никаких личностных травм, было и прошло.

Особые нарекания вызвал сам центральный персонаж, ибо Хейли, несмотря на весь свой профессионализм и харизму, всё-таки не смог переплюнуть Инглунда, который может теперь спать спокойно. Тут, в общем-то, нет вины самого актера. Во-первых, из него сделали чересчур мрачного и потому очень стандартного кинозлодея. Инглунд выгодно отличался самоиронией, стебом, он был злым клоуном. Хейли – просто страшный, изуродованный коротышка в грязном красно-зеленом свитере. Во-вторых, и это отметили многие, совершенно неудачный грим превратил нового Фредди в жалкую пародию на мумию Имхотепа. А ведь грим в данном случае не менее важная часть образа, чем потрепанная фетровая шляпа и знаменитая перчатка с лезвиями.

И всё бы ничего, ведь, в конце концов, ремейк не должен повторять первоисточник слово в слово, кадр в кадр. Однако в случае с творением Байера и сотоварищей, это скорее пошло бы фильму на пользу. Здесь же – полный провал по всем фронтам. Актерская игра? Абсолютно беспомощный, очень серый кастинг. Больше всего раздражали именно те персонажи, которым суждено было выжить в схватке с монстром. И если новая Нэнси (Руни Мара) тянет на четверочку с минусом, то ее друг Квентин (Кайл Галлнер) – это по замыслу авторов адекватная замена Джонни Депу??

Спецэффекты? Так и хочется спеть голосом Сыроежкина: «До чего дошел прогресс…». Судя по «Кошмару» Байера, прогресс – явление мифическое. Поразительно, но версия 2010 года по атмосфере страха и визуальным воплощениям ужаса проигрывает оригиналу 26-летней давности! Где выдумка, где новаторские идеи, где достижения операторов, компьютерных специалистов, монтажеров? Да, Байер, это тебе не клипы снимать, большой кадр требует не только желания, но и умения. Спрашивается, почему лезвия Фредди, при соприкосновении с железными поверхностями, непременно вызывают ворох искр? Складывается впечатление, что вместо наточенных бритв у Крюгера в руке пакет бенгальских огней. Зато в главном создатели преуспели: популярный в нынешних ужастиках фокус «резкий звук – страшная картинка» используется в ленте несколько раз, заставляя особо впечатлительных зрителей материться и вжиматься в кресло. Дешево, но сердито.

Композитором ремейка значится некий Стив Яблонски, который уверенно передрал запоминающуюся музыкальную тему Чарльза Бернстайна. Передирать – не выдумывать, не создавать. Впрочем, для Яблонски это не в новинку, он также «переосмысливал» саундтрэк к ремейкам «Пятницы, 13-е», «Попутчика» и «Ужаса Амитивилля».

Резюмирую. Не буду скрывать, я несколько раз пересматривал картину Крейвена и до сих пор считаю, что в своем жанре «Кошмар на улице Вязов» — один из лучших. Последующие многочисленные продолжения (всего семь штук, включая попсовый трэш «Фредди против Джейсона») несколько испортили впечатление от первого фильма, хотя в целом гнули свою линию, стараясь держать планку если не по качеству, то хотя бы по изощренности и выдумке. Можно со стопроцентной уверенностью констатировать факт, что ремейк 2010 года уступает своим предшественникам, заставляя поклонников обратить свой взор на старенький, но не потерявший своего очарования оригинал.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий