«Сумерки» (Twilight, 2008)

«Сумерки» — это своего рода огромный булыжник преткновения между теми, кому До и теми, кому уже безвозвратно После. Первые с упоением талдычат про невероятную, вселенских масштабов, историю любви, другие беспрестанно тычут пальцем в унылые лица актеров и бездарный сценарий. Первые неустанно создают себе кумиров, примеряя маски главных героев и копируя их во всем, другие демонстративно отвергают любые попытки сделать из героев «Сумерек» новых поп-идолов и секс-символов. Вечный спор становится ожесточенней с выходом каждой последующей серии франшизы, ибо, как бы не были категоричны вторые, киносериал по-прежнему цветет и пахнет, фильмы снимают, сливки снимаются, а Ван Хельсинг и Блэйд нервно покуривают в сторонке. Такого удара в спину они точно не ждали.

…Бледную девочку Беллу родители любят по очереди. Сначала она живет с мамой, потом с папой. Мы застаем Беллу за очередным переездом в сумрачный городок Форкс, штат Вашингтон, где ей предстоит перекантоваться, пока ее мамаша не устанет от своих романтических отношений с новым бой-френдом. Папа – местный шериф, живет в гордом одиночестве, а посему любой компании рад. Впереди у Беллы новая школа, новые друзья, новые переживания, а также история любви, от которой кровь стынет в жилах…

Каждое среднее образовательное учреждение имеет своих фриков, и школа села Форкс с населением 3120 жителей – вовсе не исключение. Если вы полагаете, что я имею в виду манерного метросексуала и редактора местной стенгазеты Эрика, или подружку-хохотушку Джессику (Анна Кендрик), то вы, видимо, не в курсе дела. В данном местечке обитают субъекты и похлеще. Как вам для примера вампирская семейка Каллен, которая наравне с остальными, «нормальными», учениками посещает уроки физкультуры и факультативы по биологии? Зачем бессмертным созданиям вроде Эдварда (Роберт Паттинсон) или Элис (Эшли Грин) вообще нужна эта мнимая, показушная социализация, привлекающая излишнее внимание к их мертвенно-бледным физиономиям?

Я вряд ли в обозримом будущем соберусь прочитать литературный первоисточник, роман американки Стефани Майер, хотя полагаю, автор сценария, Мелисса Розенберг, отнеслась к книге весьма чутко. Даже слишком.

Основная масса критических замечаний по экранизации касается бездарного сценария и очень плоской, бесталанной игры исполнителей главных ролей, Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона. Согласен, сюжет не блещет оригинальными находками, рассказывая историю влюбленности девушки и вампира слишком обыденно и местами даже нудновато. Можно подумать, что в наше время любая школа может похвастаться наличием целой семьи кровососов, регулярно посещающих занятия. Создатели заставляют принять сей факт, как нечто само собой разумеющееся, в связи с чем возникает другой вопрос – за что боролся персонаж Блэйда? Где вся многовековая вампирская мифология, перевернутая в «Сумерках» с ног на голову? Зачем вампирам так охотно идти на контакт с предполагаемой «пищей», если ничего, кроме проблем, данное поведение не создает?

Стивен Кинг, чей авторитет в писательской среде непререкаем и обсуждению не подлежит, очень нелицеприятно выразился о Стефани Майер и ее писанине, отдельно отметив, что, в отличие от Дж. К. Роулинг, которая тоже обращается к схожей возрастной аудитории, Майер не обладает видимыми литературными талантами. И, тем не менее, окончательный выбор остается за читателями и зрителями, которые по-прежнему, вполне осознанно, покупают книги и билеты в кино. На сегодняшний день три фильма франшизы (впереди еще финальная часть) собрали по миру, ни много, ни мало, почти 1,8 миллиарда долларов.

Многие критики, особенно моего возраста и старше, иногда забывают, что кино – это не только искусство, но и отрасль промышленности. Голливуд – Фабрика грез. Киноиндустрия – большая часть индустрии развлечений, где действуют те же самые законы экономики, что и в автомобилестроении или сфере услуг. Основной движущей силой в условиях растущей конкуренции является маркетинг, чья роль в шоу-бизнесе уже давно стала приоритетной. В большинстве случаев снимается то, что продается, а не наоборот.

Хорошо, если конечный продукт, в нашем случае фильм, является не только предметом высокого искусства, но и кассовым кинохитом. К сожалению, такое сочетание встречается очень редко. Настолько редко, что подобные картины можно пересчитать по пальцам. В основном же случаются девиации – или явный перекос в элитарность и артистизм, или же неприкрытое выколачивание денег из целевой аудитории. И как бы мы не стучали себя в грудь пяткой, «Сумерки» эту аудиторию любят и тщательно взращивают. И тем самым создают мнимый «культурный феномен», но в отличие от того же Гарри Поттера, где есть тщательно продуманная вселенная, мифология и сюжетная линия, «Сумерки» — это просто чисто коммерческий, грамотно расфасованный, ярко упакованный и перевязанный ленточкой, продукт.

Что касается актерской игры, то здесь, друзья, винить молодняк проще всего. Набрать столько молодых и одновременно талантливых актеров, было, наверное, задачей непростой. В итоге кому-то повезло больше, а кому-то меньше. Кристен Стюарт, к примеру, не раздражает, хотя те два выражения лица (печаль и недоумение), которые она попеременно демонстрирует на протяжении всего фильма, утомляют и явно не стоят двух миллионов долларов, полученных актрисой за роль. С Паттинсоном всё проще, кастинг просто не удался, ибо, как не крути, но харизма не продается в соседней лавке. Роберт честно старается, пучит глаза и делает всё, чтобы понравиться, но, увы, подростковый секс-символ и актер – это два разных понятия. В данном случае я не пытаюсь вступить в бессмысленную полемику, но лишь выражаю свою субъективную Мужскую точку зрения.

Что есть «Сумерки» по сути? Это очень грамотно реализованная и выверенная попсовая молодежная сказка, миксующая жанр подростковой «лавстори» с модной готическо-вампирской тематикой. Смешение жанров всегда было выгодно, ибо подобные фильмы привлекают бОльшую аудиторию. Подростковых мелодрам – сотни, также как и стандартных вампирских ужастиков, где кровопийцы гибнут под натиском солнечного света и осиновых кольев. Но много ли фильмов вы знаете, где любовь вампира к своей жертве обыгрывается в чисто романтическом ключе, без использования святой воды и садо-мазо атрибутики? Вот-вот. При этом поместить на место вампира оборотня или лепрекона тоже не получится, так как вампир – всё-таки существо, если не гламурное, то украшенное неким ореолом мистицизма и романтики. Вспомните «Дракулу» Фрэнсиса Форда Копполы или «Интервью с вампиром». Именно эти классические ленты стали фундаментом для появления «Сумерек» или схожего по тематике телесериала «Настоящая кровь» (True Blood).

Резюмирую. Нельзя однозначно сказать, что «Сумерки» — плохое или, тем более, скучное кино. Скучное кино никто не обсуждает, это факт. Вопрос лишь в том, стоит ли смотреть данный фильм тем, кто однозначно не входит в его целевую аудиторию? Ответ – скорее нет, чем да, ибо разочарование настигнет вас раньше, чем начнутся финальные титры.

2 Comments

  1. Полностью поддерживаю. Культурная ценность данного фильма вызывает большой вопрос, но скучное кино действительно не обсуждают:)Стефани Мейер энд компани тыкали осиновым колом в небо и наткнулись на золотую жилу:)

  2. 🙂 Возможно, вся проблема состоит в том, что скучное для одних — увлекательное зрелище для других. Все фломастеры на вкус разные. Жаль, что подобная полемика крутится вокруг пустого места, а действительно хорошие фильмы проходят незамеченными.

7 Trackbacks / Pingbacks

  1. Официальный трейлер «Красной шапочки» с Амандой Сайфред | Лучшие и самые новые кинотрейлеры
  2. Рецензия на «Сумерки. Сага. Новолуние» (New Moon, 2009) | Кинозлодей
  3. Второй трейлер молодежной драмы «Страшно красив» | Лучшие и самые новые кинотрейлеры
  4. Паттинсон и Уизерспун в мелодраме «Вода для слонов» | Лучшие и самые новые кинотрейлеры
  5. Рецензия на "Джейн Эйр" (Jane Eyre, 1983) | Кинозлодей
  6. Кинопремьеры 2011. Что год грядущий нам готовит? Часть 1 | Кинозлодей
  7. Рецензия на «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 1983) | Кинозлодей | Фильмы с утра пораньше

Оставить комментарий