Рецензия на «Принц Персии: Пески времени» (2010)

Времена «Индианы Джонса» давно канули в лету, а сам профессор-археолог окончательно и бесповоротно постарел. Герои «Мумии» неуважительно к зрителю дискредитировали самих себя в откровенно слабой третьей части франшизы. «Пираты Карибского моря», пережив потерю половины исполнителей оригинального фильма, готовятся пуститься в плавание в четвертый раз, но этот заплыв уже не вызывает трепета и радостного ожидания.

Голливуду нужен новый герой. И кто, как не знаменитый продюсер Джерри Брукхаймер, ответственный за появление на экранах «Полицейского из Беверли-Хиллз», «Лучшего стрелка», «Плохих парней» и вышеуказанных «Пиратов», может этого героя отыскать. Как говорится, ему и все карты в руки. Однако одного усердия в этом деле явно недостаточно, нужен достойный материал. Комиксы? Не в стиле Брукхаймера. Экранизация? Увы, в литературе подобный жанр именуется «чтивом». Не Тарзана же в сотый раз адаптировать. Помощь подоспела, откуда не ждали. Так на свет появилась вольная киноверсия легендарной видеоигры Джордана Мехнера «Принц Персии», а точнее ее трехмерного воплощения 2003 года от компании Ubisoft.

…Жили-были три принца. Два нормальных и один акробат. Рассудительный Тас, вспыльчивый Гарсив и ветреный Дастан, который фактически в родственных отношениях с царями не состоит, но в детстве чем-то приглянулся персидскому владыке Шараману. Последний оборвыша приютил, накормил и объявил, что Дастан, хоть и не сможет претендовать на трон, является полноценным членом семьи. Так и повелось. Пока спустя 15 лет три брата не были вынуждены ввязаться в междоусобицу из-за происков врагов, мечтающих примерить на свою лысую башку «корону персидской империи».

Виной всему стал некий «Кинжал времени», артефакт невероятной магической силы, способный поворачивать время вспять. Хлеб этим ножиком резать не с руки, а вот судьбу царства изменить очень даже можно. Коварный Низам, родной братец Шарамана, задумал недоброе. Но вершить правонарушения своими руками он не желает, поэтому у Низама кругом все виноватые. Первым под раздачу попал Дастан, чье низменное происхождение всегда Низама коробило. Принца Персии обвинили в убийстве отца и объявили на него охоту.

Невиновный Дастан, объединившись по стечению обстоятельств с прекрасной принцессой Таминой, хранительницей Кинжала, пускается на поиски истины. А истина состоит в том, что если кинжал попадет в руки злодея, то весь мир (каким мы его знаем, естественно) погрузится во мрак страшной песчаной бури. Друзей у Дастана практически не осталось, а вот враги плодятся, словно кролики. Помимо Низама и верных ему ассасинов, за Дастаном по пятам следуют его братья, намеренные жестоко покарать предателя. Не говоря уже о всяких мутных типчиках, вроде Амара, любителя страусиных бегов и злостного неплательщика налогов, который ради денег даже собственную маму продаст.

Теперь Дастану предстоит долгая дорога в дюнах и море приключений на всевозможные точки. Главное – вовремя нажать на красную кнопку…

Вот чего-то не хватает. Блокбастер «Принц Персии» снят по всем законам жанра. Но изюминки нет. И красоты заморские есть, и шуточки-прибауточки, и бои рукопашные, и прыжки двухэтажные, и герои симпатичные, глаз радующие. А изюма в этой булке нет. То ли не доложили на стадии производства, то ли в магазине повыковыривали весь.

Лично мне причина выхолощенности фильма Майка Ньюэлла абсолютно ясна. К созданию картины допустили людей, ни черта в подобных проектах не смыслящих. Возьмем, к примеру, самого Ньюэлла. Да только за комедию «Четыре свадьбы и одни похороны» ему надо памятник поставить. Вот только за него и поставить, потому как остальные работы режиссера, мягко говоря, не дотягивают. Ни криминальная драма «Донни Браско», ни скучная экранизация одной из семи книг про Гарри Поттера. Ньюэлл банально не справился с махиной «Принца Персии». Прости, Майк, но это не твой масштаб.

Однако ножку проекту подставил не он. Это сделали намного раньше сценаристы, предводителем которых выступил Боаз Якин, за которым окромя соавторства на картине «Новичок» Клинта Иствуда ничего толкового не числится. Литературного источника нет, даже в виде графического романа (так сейчас модно называются комиксы). Придумывать всё приходилось практически с нуля, ибо скупая сюжетная линия видеоигры должного голливудского размаха не демонстрировала. И Якин вошел в ступор. Как и два помогавших ему безликих негра. Втроем парни решили нахватать всего и отовсюду. Позаимствовать, так сказать.

Вышло как-то невразумительно. С одной стороны, вроде бы Персия. Времена древние, год сказочный. Картина явно повествует о делах давно минувших дней. Какого черта, спрашивается, персонажи ведут себя и разговаривают так, словно не замечают вокруг роскошных компьютерных дворцов и блестящих доспехов? Там патруль, здесь облава. «Погнали!», — кричит главный герой и месит неуступчивых врагов в капусту. Что характерно, без крови, рейтинг-то у картины PG-13, детишки смотреть будут.

Поиск несуществующего оружия в священном городе не только мне напомнил относительно недавнюю войну в Заливе. В картине вообще много притянутых за уши параллелей с современностью, хотя сами авторы по-прежнему настаивают, что снимали приключенческую сказку, а не изысканную пародию.

Не всё так мрачно, друзья. Зато какие типажи. Один Амар в исполнении Альфреда Молины чего стоит. Прекрасный, живой персонаж. Самый яркий и настоящий. На его фоне вечный кинозлодей Бен Кингсли как-то потерялся. Поймите правильно, Кингсли – великолепный актер. Но какой-то уж он везде одинаковый.

Порадовал Джейк Джилленхол. Не мускулатурой и прокачанным паркуром, хотя в ленте на эти его качества делается особый упор, а легкостью, с которой он парировал тяжеловесные реплики своих партнеров по кадру. Конечно, до холодного сарказма профессора Джонса или ироничного пофигизма капитана Джека Воробья ему еще далеко, но лиха беда начало. Джемма Артертон больше подтанцовывала, чем вела свою партию, но винить актрису сложно. Персонаж ей достался шаблонный, этакая принцесса-мученица, хранительница древних секретов и романтическая отдушина для главного героя. На Артертон стоит взглянуть в «Неотразимой Тамаре», поймете, что к чему.

Фильм очень красивый, прям завораживающий. Оператор Джон Сил («Человек дождя», «Фирма», «Английский пациент») постарался максимально совместить реальные пейзажи Марокко с умело прорисованной архитектурой персидских чертогов. Спецэффекты – выше всяческих похвал. Сплошной драйв и наслаждение для глаз. Тут Брукхаймер и компания показали всё, на что были способны, а способны они на многое.

Резюме. Посмотреть, конечно, стоит. Не ради галочки, но ради Впечатления. Сюжет, само собой, выеденного яйца не стоит. Спрашивается, почему этому Низаму просто не захватить царство силой? Перебить всех претендентов на трон, да и дело с концом. Зачем все эти хитроумные подставы, кинжалы и прочая суматоха, лишь осложняющая задачу? Киноусловность. Но смотрится, друзья, на одном дыхании. В голове, правда, после просмотра ничего не остается, но подобные аттракционы не для того создаются, чтобы зритель уходил с сеанса в раздумьях.

3 Comments

  1. Возможно, «чего-то не хватает», потому что чего-то другого в избытке — спецэффекты действительно невероятные, согласна с вами. Но иногда кажется, что ими режиссёр пытался прикрыть натяжки в сюжете: герой ни секунды не стоит на месте — он скачет, прыгает, убегает, карабкается. За всем этим действом не хватает искромётных диалогов и психологизма отношений.
    Хотя поворот с «коварным дядей» мне понравился своей неожиданностью=)

  2. Зная предыдущую фильмографию Бена Кингсли, я сразу понял, кто тут «коварный»:)

  3. Иногда таким образом режиссёры пытаются «подловить» зрителя, как в случае с Гэри Олдманом и его Сириусом Блэком. Но с фильмографией Бена Кингсли я, каюсь, мало знакома)))

1 Trackback / Pingback

  1. Кинопремьеры 2010. Радости и разочарования уходящего года. | Кинозлодей

Оставить комментарий