Рецензия на «Малышка на миллион» (Million Dollar Baby, 2004)

«Удар, удар, еще удар, опять удар – и вот

Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот.

Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел,

Вот – апперкот, я на полу, и мне нехорошо…» (Владимир Высоцкий)

Трудно спорить с тем фактом, что бокс – самый популярный вид спорта в кинематографе. В  то время как футбол, хоккей и легкая атлетика обрастали многомиллионными армиями фанатов и сочувствующих, бокс тихо-мирно стал номером первым, если речь идет о серьезном драматическом кино. В подтверждение своей точки зрения, я перечислю лишь названия картин и их достижения: «Чемпион» Франко Дзеффирелли, «Бешеный бык» Мартина Скорсезе (Оскар для Роберта Де Ниро), «Рокки» Джона Эвилдсена (Оскар за лучший фильм 1976 года), «Али» Майкла Манна, «Нокдаун» Рона Ховарда, «Боец» Дэвида О. Расселла (семь номинаций на Оскар 2011).

В данном списке великолепная картина Клинта Иствуда «Малышка на миллион» (2004) стоит несколько особняком. Не в плане Оскаров, их у фильма 4, в том числе звание лучшего фильма 2004 года. Дело в том, что в отличие от суровых и брутальных мужских лиц (Де Ниро, Смит, Сталлоне, Кроу, Уолберг), главная роль в ленте Иствуда досталась хрупкой Хилари Суонк. Вы не ошиблись, мордобой в фильме – преимущественно женский, а это зрелище специфическое. В квадрате.

…Неудачники – они как рыбаки и очкарики. В том смысле, что видят друг дружку за версту. Пожилой тренер Фрэнки Данн (Клинт Иствуд) успел совершить за свою жизнь столько ошибок, что их с лихвой хватило бы на пару-тройку жизней помельче. Его первый воспитанник, Эдди (Морган Фриман), так и не смог стать чемпионом, частично потерял зрение и теперь трудится уборщиком в спортивном зале Фрэнки. Чувство вины за тот бой не дает Фрэнки покоя: он до последнего оттягивает титульный поединок своего нынешнего ученика Уилли и каждое воскресенье ходит на утреннюю мессу в церковь. Правда, в основном, чтобы постебаться над  местным священником.

В конце концов, Уилли надоедает ждать у моря погоды, и он покидает своего учителя накануне решающего боя, понимая, что тот никогда не решится выпустить его против более сильного противника. Фрэнки остается в гордом одиночестве, наедине с ворохом писем своей единственной дочери, помеченных штампом «Вернуть отправителю».

И тут Фрэнки знакомится с Маргарет. Тридцатилетняя официантка из дешевой закусочной, она уже несколько лет занимается боксом и мечтает о профессиональной карьере, что позволит ей дышать свободно, а не доедать за посетителями холодный бифштекс. Маргарет втемяшила себе в голову, что Фрэнки – единственный, кто может наставить ее на путь истинный. Настойчивость девушки удачно вклинилась в депрессивное состояние тренера, и он таки пообещал сделать из нее настоящего бойца. И то, что началось с робкого рукопожатия и саркастической усмешки, обернулось для обоих самым серьезным в жизни испытанием на прочность…

Осмелюсь предположить, что многие уже в курсе, чем закончилась эта история. Тем не менее, я не в праве раскрывать все карты, ибо финал у картины весьма неожиданный. Номинально картина Иствуда причислена к жанру спортивной драмы, однако спешу вас заверить, не в спорте здесь дело. Внешне перед нами достаточно плоская по стилю история успеха, но если присмотреться, станет понятно, что фильм «Малышка на миллион» намного глубже, чем кажется. Бокс в данном случае имеет большое значение для развития сюжета, но является лишь подложкой для настоящей человеческой драмы двух таких разных, но бесконечно одиноких людей.

Ситуация, в которой звездные актеры становятся великими режиссерами – большая редкость. Многие ровесники Иствуда и коллеги по актерскому цеху пробовали себя в этом статусе, и большинство потерпели фиаско. Иствуд же, герой спагетти-вестернов Серджио Леоне и полицейских боевиков про Грязного Гарри, сумел в корне измениться, проявив поистине нечеловеческую настойчивость в своих попытках снимать качественное кино. Его первой большой удачей стал вестерн «Непрощенный», после чего каждая его картина становится событием в мировом кинематографе, а сам Иствуд по праву считается одной из самых весомых личностей в современной режиссерской среде.

Так о чем же эта лента, если не о боксе? О том же, о чем Иствуд повествует и в остальных своих работах. Таких как, «Таинственная река», «Подмена», «Гран Торино», «Совершенный мир» и др. Прежде всего, о любви. О терпимости. О человечности. О том, что в жизни необходимо иметь четкие ориентиры и цель. И добиваться этой цели, во что бы то ни стало, вопреки себе, вопреки насмешкам окружающих и молчаливому равнодушию близких, якобы родственных душ. О том, что каждый человек в течение своего пребывания на земле, должен сделать нечто стоящее, нечто значимое в глазах, если не общества, то самого себя.

На церемонии Оскара 2005 года «Малышка на миллион» не считалась фаворитом призовой гонки. Больше всего шансов на получение главной статуэтки за лучший фильм имела картина Мартина Скорсезе «Авиатор» с Леонардо ДиКаприо в главной роли – 11 номинаций против семи у ленты Иствуда. Тем не менее, киноакадемики предпочли вымышленную историю (сценарий «Малышки на миллион» Пол Хаггис написал по мотивам сборника рассказов Ф. Кс. Тула) биографии знаменитого американского авантюриста и бизнесмена. Они также вручили награды Хилари Суонк и Моргану Фриману, которые, безусловно, заслужили их каждой секундой появления в кадре.

Великолепное кино. Очень трогательное и честное, без пошлых соплей и заламывания рук. Я не поддался всеобщему ажиотажу тогда, в 2004, и, каюсь, упустил эту ленту из внимания. Частично из-за некоторого недоверия к выбору, который периодически осуществляют американские киноакадемики. Двумя годами раньше они прокатили блистательного «Пианиста» Романа Полански, отдав свое предпочтение ангажированному мюзиклу «Чикаго». Тем не менее, сейчас я понимаю, что с «Малышкой на миллион» они приняли верное решение.

Смотреть или не смотреть? Тут двух мнений быть не может. Обязательно уделите этому шедевру два часа своего драгоценного времени. Поверьте, в Голливуде умеют снимать не только блокбастеры и сортирные комедии, но и тонкие, душевные фильмы, заставляющие зрителя искренне сопереживать.

3 Trackbacks / Pingbacks

  1. Рецензия на «Внезапный удар» (Sudden Impact, 1983) | Злодейские кинорецензии
  2. Новинки кино – Кинопремьеры зимы 2011 – 24 февраля | Злодейские кинорецензии
  3. Триллер «Три дня на побег» (The Next Three Days, 2010) | Кинозлодей.ру

Оставить комментарий