Рецензия на фильм «Паранормальное явление 2»

По отношению к продолжению нашумевшего хита 2009 года «Паранормальное явление» Орена Пели я с самого начала проявлял здоровый скепсис и недоверие. Смущал не только тот факт, что представители студии Paramount так рьяно взялись за создание сиквела по горячим следам, но и то, что сам оригинал оставил меня на обочине всеобщего ажиотажа.

Если рассуждать здраво, то успех первого «ПЯ» — это в меньшей степени заслуга создателей фильма, а в большей – очень грамотной и продуманной до мелочей маркетинговой кампании. Безусловно, будь картина Пели полным отстоем, никакой пиар не смог бы вытащить ее на свет Божий. Но, тем не менее, кто-то на продвижении этой ленты сделал себе неплохую карьеру.

Учитывая многомиллионные сборы первой части, финансовый потенциал продолжения изначально оценивался очень высоко. Paramount выделила на сиквел миллион, что ничтожно мало в свете сегодняшних расценок, но невероятно много, если вспомнить, что в 2007 Пели и компания затратили на производство своего детища всего 15 тысяч. Впоследствии сумма выросла до 2 750 000 долларов. Забегая вперед, скажу, что и на этот раз финансы не спели романсы, и «ПЯ 2» покинуло прокат с меньшей, но по-прежнему внушительной, прибылью.

Учтя плачевный опыт прошлого (речь идет о катастрофически провальном сиквеле псевдодокументального ужастика «Ведьма из Блэр»), создатели «ПЯ 2» пошли проторенным путем. Причем, они не только сохранили стилистику первого фильма, но даже ввели в сюжет героев оригинала, сняв нечто среднее между предысторией и ее продолжением.

…В счастливой американской семье Дэниела и Кристи Рэй произошло пополнение. К уже достаточно взрослой дочери Эли от первого брака добавился очаровательный розовощекий мальчуган Хантер (назвать своего сына Охотником – вполне в духе бывших колонизаторов, вобравших в себя культуру краснокожих аборигенов). Дом – полная чаша. Тут тебе и бассейн, и домработница Мартина, и метровый телевизор на стене гостиной и прочие блага, доступные среднему классу. Казалось, ничто не способно омрачить жизнь этого благополучного во всех аспектах семейства.

Однако вскоре в просторном доме стали происходить более чем странные вещи. После обескураживающего погрома обитатели жилища были вынуждены оборудовать периметр камерами наблюдения. И хотя безызвестные воришки ничего с собой не прихватили, сей факт, скорее, пугал и настораживал, чем радовал. Установив камеры, жильцы вновь успокоились. Само собой, зря.

Ночи в доме стали тревожными. Непонятные шумы, стуки, самопередвигающиеся предметы, резкие хлопки и прочие несуразности, говорящие о присутствии неких потусторонних сил, начали явственно давить на психику. Глава семейства, как и полагается рационально мыслящему человеку, во всю эту чепуху верить не может по определению. Его жена и дочь, особы более подверженные внушению и беспричинным страхам, всерьез полагают, что в их прекрасном пригородном домике завелось не очень дружелюбное привидение. Точнее, даже хуже – демон.

Демон – это не какой-нибудь призрак, пытающийся установить связь с живыми. Это чистое, незамутненное зло, которое призвано приносить страдания и боль. Демон кормится страхами, становится наглее и бесцеремонней, и с каждой ночью его присутствие в доме ощущается всё сильнее…

Авторы фильма сделали всё правильно. Они не стали изобретать двухколесное транспортное средство. Ничего более изощренного, чем сюжет оригинала они придумать не смогли, поэтому взяли шаблон «ПЯ» за основу и внесли ряд косметических изменений. Во-первых, они расширили круг участников, что заметно оживило картинку в дневные часы. Во-вторых, они постарались, пускай и не очень внятно, осмыслить то самое «паранормальное явление», что мешает жить благополучным американским гражданам.

Изменения пошли картине на пользу. Разумеется, в той части, что касается переживаний персонажей и их взаимодействия. Увы, в части ночных кошмаров авторская фантазия угасла и ничего принципиально нового сиквел добавить к уже сказанному и показанному не смог. Это, собственно, и является причиной его относительной неудачи (в сравнении с первой частью), ибо зрители шли не на «Дом-2», а на фильм ужасов.

С ужасами всё вышло столь же куцо. Треклятая привычка нынешних хоррормейкеров экономить на средствах извлечения адреналина. Их главным и самым убойным оружием является так называемый «Бах в тишине». Представьте себе статичную картинку, на которой решительно ничего не происходит. Проходит пара десятков секунд, прежде чем ваш пульс войдет в норму, как в звенящей тишине кухни раздается оглушающий звук внезапно раскрываемых дверей гарнитура. Страшно? Если сделать звук погромче, то некоторые даже не успеют добежать до уборной.

Подобные «пугалки из-за угла» в ленте не редкость, а нормальный ход повествования. Создателям не нужно нагнетать атмосферу страха. Зритель пугается собственных ожиданий, что в любой момент что-нибудь ухнет. Я не знаю, может это и есть самый верный способ отправить самых впечатлительных зрителей на больничную кушетку? Но как-то уж чересчур примитивно, без выдумки.

Резюме. Всем поклонникам первой части должно понравиться просто потому, что все основные элементы остались на своих местах: ночью камера исправно фиксирует кошмары, а днем персонажи в нарастающем к концу ленты режиме паники обсуждают меж собой ночные происшествия. Актеры также аутентичны – играют непрофессионально, что еще больше заставляет аудиторию поверить в реальность происходящего. В любом случае, на фоне привычных киножутиков «Паранормальное явление 2» смотрится еще свежо и оригинально, что наводит на мысль о возможности появления и третьей части. Японцы, кстати, уже подсуетились и сняли в минувшем году спин-офф «ПЯ: Ночь в Токио».

1 Trackback / Pingback

  1. Фильм ужасов «Заклятие» (The Conjuring, 2013) | Кинозлодей.ру

Оставить комментарий