Рецензия на фильм «Папайя» (Papaya de Caraibi, 1978)

Итальянца Аристиде Массачези, больше известного под псевдонимом Джо Д’Амато, можно смело назвать классиком эротического ужаса. Или ужасной эротики. Это уж кому как удобнее. В обоих направлениях режиссер работал смело, отдавая себя всего без остатка. Этим, собственно, и приобрел известность.

Будучи слугой двух господ, Д’Амато не сумел достичь в каждом жанре недосягаемых высот, на протяжении всей своей карьеры являясь хорошим подражателем и умелым ремесленником, но не более. Дотянуться до эстетического мастерства Тинто Брасса ему не давало желание привнести в свои истории некий «глубокий смысл», от которого Брасс отказался уже давненько, сконцентрировавшись на познаниях иного рода. В то же время с точки зрения фильмов ужасов и триллеров постановкам Д’Амато явно не доставало визуальной экспрессии и интригующих сюжетов. Посему среди признанных столпов жанра, таких как Лючио Фульчи, Марио и Ламберто Бава и Дарио Ардженто, кошмарики Д’Амато никогда не котировались.

… Цивилизация с каждым годом откусывает всё новые куски девственной природы. На безымянном тропическом острове очередная корпорация, попирая интересы местных жителей, строит «необходимую им» электростанцию. Жители, привыкшие ложиться спать, как только выключат Солнце, а вставать с первым петушиным ором, отнеслись к этой затее, мягко говоря, недружелюбно. Будучи уже не дикими, но еще плохо организованными, они, вместо того, чтобы выйти на баррикады или постучать касками по местным рытвинам (асфальт в тех местах как-то не прижился), решают отстоять своё мнение иным способом.

Во главе «революционного» движения стоит симпатичный усатый негр и его подружка с характерным для местного населения именем Папайя. Девушка красивая, страстная, чувственная и из тех, которым палец в рот не клади. Ну, или не палец, если вы понимаете, о чем я. Потому как горячая южная женщина является приманкой для доверчивых иностранцев, которые готовы идти за ней на край земли, в то время как Папайя лишь желает им быстрой и зачастую мучительной смерти.

Главный инженер проекта Винсент (Морис Поли), вместе со своей знакомой журналисткой Сарой (Сирпа Лейн) находятся в кратковременном отпуске, поэтому решают прокатиться по окрестностям. Так сказать, ознакомиться с бытом селян и обычаями аборигенов. Оба в курсе, что за последние несколько дней пропали два инженера, работавшие в подчинении у Винсента. Одного так и не нашли (его судьба известна зрителю по первым кадрам фильма), второго же обнаружили, но уже мертвым. Тем не менее, наши искатели приключений на пятую точку, с гостеприимного приглашения коварной Папайи, собираются посетить праздник Камня – некий сабантуй, связанный с местными культурными и религиозными обычаями и, как правило, сопровождаемый человеческими жертвоприношениями.

Само собой, прогулка заканчивается плохо. Очарованный Папайей Винсент совсем теряет чувство бдительности, а его подружка Сара попадает в руки озлобленных на капиталистических эксплуататоров негров…

Так стройно описать сюжет фильма, можно только досмотрев его до конца, ибо вплоть до середины этого кошмарного со всех точек зрения опуса вообще с трудом понятно «ху из ху» и почему эти люди поступают именно так, а не иначе. Если бы не периодические эротические вставки с участием Сирпы Лейн и Мелиссы Кименти (Папайя), то даже заявленные 80 минут картины могут показаться вечностью. В особо провисающих моментах сюжета, я был вынужден ускорять воспроизведение, чтобы не поникнуть головой в крепком сне.

Я пока плохо знаком с творчеством Д’Амато, но точно могу утверждать – этот фильм явно его вершиной не является. Складывается впечатление, что картина снималась без сценария вообще (хотя в титрах значатся две фамилии авторов текста), в лучших традициях Болливуда, по которым наличие каких-либо рукописных записей на съемочной площадке считается моветоном. Внешний каркас сюжета вроде присутствует, но внутри него персонажи передвигаются по законам Броуновского движения – хаотично и бесцельно, периодически сталкиваясь друг с другом, чтобы выпалить пару – тройку пустых и банальных фраз.

Если рассматривать детективную составляющую «Папайи», то здесь Д’Амато провалился полностью. Поначалу в картине присутствует хоть какая-то интрига: загадочная роковая женщина, необъяснимые и жестокие убийства. Но вскоре создатели сбиваются в лихорадочный бред, связывая детектив с каким-то повстанческим движением, состоящим из нескольких мрачного вида темнокожих парней, которые крадут чертежи и убивают инженеров, чтобы затормозить строительство ненавистной им электростанции. Особенно забавно слышать детский лепет их главаря о том, как он любит родину-мать, не хочет ничего менять и не видит других способов доказать свою правоту. Данная его беседа с журналисткой Сарой (которая позже станет его любовницей и помощницей Папайи в завлечении тупоголовых иностранцев в ловушку) происходит на фоне убогих лачуг, развороченных рытвинами типа-дорог и прочих достопримечательностей «счастливых» островитян.

Ладно, Бог с ним с детективом. Что там с излюбленной тематикой режиссера, то бишь с ужасами? Та же байда. Если не считать начального эпизода с откусыванием мужского достоинства (при съемках сцены ни одна сарделька не пострадала) и прогулки главных героев по пустынным и тревожным улицам деревни, то и вспомнить-то нечего. Мне на руки попалась версия с немецкой озвучкой, так деловитые бюргеры перевели название как «Папайя – Богиня любви каннибалов». Я так понимаю, данный заголовок появился после просмотра первых трех минут ленты, ибо к остальной части фильма он не имеет ровным счетом никакого отношения.

Больше всего внимания Д’Амато, конечно же, уделил эротике. Но и здесь мастер порадовать особо не смог, удивить тем более. С позиции дней сегодняшних эти робкие лесбийские поцелуи и скованные донельзя ласки смотрятся анахронизмом. Рука автора как-то неуверенно мечется между откровенной топорностью и очевидным клипмейкерством. Симпатичные главные актрисы то немудрено расхаживают в неглиже, всем своим видом демонстрируя неприхотливость к погоде и моральным устоям, то извиваются в любовных игрищах на пляже, что уже напоминает не кино, а эротические клипы Пентхауса или Плейбоя.

Резюме. Ни рыба, ни мясо. Для детектива – скучно, для ужасов – смехотворно, для эротики – местами вульгарно, местами слишком непрофессионально. Смотреть сие убожество я, понятное дело, никому не рекомендую, благо я уже потратил 80 минут своей драгоценной жизни на это барахло. Не повторяйте моих ошибок.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий