Рецензия на «Дом клоунов» (Clownhouse, 1989)

Умные критики и киноведы подразделяют фильмы ужасов на многие поджанры. Тут вам и мистика, и слэшеры (фильмы про маньяков), и джалло (хоррор, изобретенный итальянцами), и зомбятники, и многие другие направления. Обыватель же, в силу своей неосведомленности, попросту делит ужастики на страшные и не очень. Бывают и откровенные пародии, кои, вместо того, чтобы вызывать иступленное чувство страха, веселят своим идиотизмом и беспомощностью.

Картина Виктора Сальвы «Дом клоунов» находится где-то на стыке понятий «страшно» и «не очень». Само собой, найдется ряд зрителей, которые при каждом громком звуке, как один из персонажей ленты, писаются в пижаму, но автор этих строк уже давно является поклонником жанра, поэтому эффект может оценить более адекватно. Теперь о сути:

… Представьте себе загородный особнячок в американском захолустье. Его хозяин, мистер Коллинз, так и не появится в кадре, отбывая трудовую повинность в вечных командировках, что позволяет его семейству – жене и трем сыновьям – жить благоустроенно, но скучновато. Мамаша тоже норовит лишний раз остаться в городе «по делам», поэтому три брата – младший Кейси, средний Джеффри и старший Рэнди – частенько предоставлены сами себе. Развлечений на селе немного. Разве что выученная наизусть фильмотека или приезжий цирк с клоунами и акробатами.

Рэнди, будучи самым старшим, находится в том периоде взросления, когда детские игры медленно, но верно уступают место игре гормонов. Ему до смерти надоело нянчиться с ботаником Джеффри и нюней Кейси, который к тому же писается в штаны и до смерти боится клоунов. Однако цирковое представление – единственный способ выйти в свет с подружкой, поэтому Рэнди вынужден тащить с собой на свидание «братский балласт».

То, что малыш Кейси по-прежнему не может пересилить свой страх перед клоунами, оказывается самой меньшей проблемой этого злополучного вечера. Дело в том, что предыдущей ночью из местной психушки совершили побег трое буйных сумасшедших. Под покровом наступающей ночи, они забредают в тот самый цирк Шапито, жестоко расправляются с троицей актеров-клоунов, обряжаются в их костюмы и отправляются шастать по окрестностям. Ясен пень, что рано или поздно это трио набредет на одиноко стоящий дом Коллинзов, чтобы устроить подросткам поистине незабываемую ночку…

Зря смеетесь. Клоунофобия (официальное название – коулрофобия) – достаточно распространенный диагноз психического расстройства у детей младшего и дошкольного возраста. Главный персонаж фильма, Кейси, так объясняет свои страхи: «Меня пугают их нарисованные улыбки. Никогда не знаешь, что кроется за этой маской веселья».

Виктор Сальва не является первооткрывателем. Примерно в то же время на экраны вышел фантастический ужастик «Клоуны – убийцы из космоса», рассказывающий об инопланетянах, разодетых в веселые парики и красные носы, и при этом устроивших настоящий геноцид в отдельно взятом американском городишке. Не говоря уже о знаменитом романе Стивена Кинга «Оно», где зло, терроризировавшее городок Дерри, предпочитало являться в образе «веселого» и зубастого клоуна Пеннивайза.

«Дом клоунов» — ужас несерьезный, подростковый, без излишних кровавых подробностей. Сальва, как сценарист и режиссер в одном лице, взял на вооружение тактику «громкий звук в тиши ночной», поэтому будьте готовы к резким приливам адреналина, когда из очередного угла резко появляется чья-то рука или зловещая рожа. В этом плане картина Сальвы чем-то смахивает на аттракцион «Комната страха» в чешском Луна-парке.

Несмотря на то, что главными героями фильма являются подростки, авторам всё-таки удалось не опуститься до «детских баек у костра». Вполне реалистичная ситуация, когда бесхозные дети вынуждены в одиночку сражаться с всамделишными монстрами из плоти и крови. Это не какой-то фантастический сюжетец, мало ль в жизни случаев, когда нам приходится сталкиваться с неадекватными личностями, претендующими на наш кошелек или жизнь.

Само собой, в ленте много киноусловностей. С трудом верится, что двум мальцам (старшему Рэнди повезло меньше) удалось расправиться с тремя взрослыми психопатами. Тем не менее, упрекнуть Сальву и Ко в умышленном замалчивании нюансов трудно. В конце концов, на дворе восьмидесятые, и загородный дом на отшибе, не оснащенный высокотехнологичными прибамбасами вроде сигнализации или «комнаты паники», вполне может стать лакомым кусочком для каких-нибудь съехавших с глузда полудурков.

Вердикт: Вполне смотрибельный ретро-жутик с оригинальной задумкой. Хорошая, грамотная атмосфера страха, существенно подогреваемая всяческими скрипами, вскриками и общей остановкой легкого безумия в отрыве от цивилизации в виде полиции и взрослых. Обращаю ваше внимание на присутствие в картине совсем юного Сэма Рокуэлла (Рэнди), который уже в этом возрасте, оказывается, начинал с ролей отталкивающих типчиков.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий