Рецензия на фильм «13» (13, 2010)

Как и между любовью и ненавистью, так и между отчаянием и безумством – очень тонкая грань. Возможно, даже тоньше, чем вам кажется. И со времен диких и вероломных мало что поменялось. Есть те, кто готов поступиться чем угодно ради зрелища, и есть те, кто это зрелище обеспечивает. Неважно, за кусок ли хлеба насущного, либо за пригоршню меди звенящей. Отсутствие денег вызывает у современного человека отчаяние, а жажда наживы толкает его на сумасшедшие поступки. Вот главная мысль прошлогоднего триллера Гела Баблуани «13».

… В семье молодого человека по имени Винс случилось несчастье. Отец семейства и единственный кормилец неожиданно попадает в больницу с множественными переломами, оставив жену и детей один на один с кучей банковских и больничных счетов. Сумма долгов настолько велика, что единственным выходом из сложившейся ситуации является продажа дома. Или отказ от продолжения лечения.

Подрабатывая электриком по вызову, Винс случайно становится свидетелем трагического происшествия в доме своего очередного клиента. Перед тем, как накачать себя убийственной дозой наркотиков, некто Харрисон получает странное письмо в полосатом конверте с логотипом паука, которое, судя по его словам, сулит ему огромные прибыли. Если удача не отвернется.

Пока полиция допрашивала жену покойного, Винс тайком крадет таинственное послание и, следуя инструкциям письма, отправляется в другой город, чтобы поучаствовать в смертельной и опасной игре на деньги. Смысл игры очень сильно напоминает «русскую рулетку». Тринадцать человек становятся по кругу и по команде ведущего нажимают на курок, целясь в затылок впереди стоящего. Шансы выжить мизерны, однако на кону – приличный куш. Нюанс лишь в том, что в данной игре может и не быть победителя вовсе…

В сегодняшнем американском кино надо умудриться, чтобы не вступить в какой-нибудь ремейк. Точнее, если вы смотрите тупенькую комедию или грандиозный блокбастер, то будьте уверены – это истинно голливудский продукт, к бабке не ходи. Если же вы отметили в картине изощренную интригу и нетривиальный сюжет, то, скорее всего, перед вами продукт вторичной обработки. По крайней мере, с лентой грузинского режиссера Гела Баблуани так и вышло. Это есть ремейк его же фильма пятилетней давности.

Конечно, когда у руля ремейка стоит постановщик оригинала, можно теоретически надеяться, что он сможет отстоять свои права и не позволить продюсерам нещадно перекроить первоисточник в угоду жестким требованиям американской кинорейтинговой системы. Насколько ему это удалось воплотить в жизнь, не скажу, ибо, к сожалению, до просмотра ленты «13» (Tzameti, 2005) у меня руки не дошли.

Тем не менее, основываясь на объективных источниках, можно уверенно говорить о том, что перенос французских реалий на американскую землю не обошелся без запинок. Во-первых, потерялся колорит и стиль (оригинал был снят в черно-белом варианте с участием малоизвестных актеров, включая брата режиссера, Георгия Баблуани). Во-вторых, в Голливуде в картину добавили зрелищного натурализма и убавили смысла. И самое главное – в сюжете поменяли финал, что, в общем-то, логично, ибо никто не будет смотреть одинаковые фильмы только потому, что в одном Микки Рурк и Джейсон Стэтхэм есть, а в другом – нет.

Кстати, чтобы сразу закрыть тему присутствия в ленте знаменитостей в лице Рурка, Стэтхэма, Рэя Уинстона, Майкла Шеннона, Фифти Сента и Бена Газзары: они здесь чисто для галочки. То есть, другими словами, не в них суть. Тем более что в фильме есть лишь один более-менее положительный персонаж. Это сам Винс в исполнении молодого Сэма Райли. Почему «более-менее»? А как вы считаете, можно ли считать номинальным героем человека, который, пускай и ради спасения от голода и холода собственных близких, убивает других за деньги? А ведь именно этим участники игры и занимаются.

Общее впечатление от картины, конечно, омерзительное. Я говорю не об игре актеров или режиссуре, речь идет о сути фильма. Больше всего удручает то, что это никакая не фантастика, не бред воспаленного мозга авторов и даже не наивный вымысел. Охота людей на других людей – давняя забава человечества. Пока одни скандируют, требуя хлеба и зрелищ, другие зарабатывают на этом деньги. Что может быть гаже игры, смыслом которой является убийство себе подобных?

Ставят ли авторы «13» перед зрителем какие-либо неразрешимые вопросы? Увы, нет. Мораль фильма очевидна и выложена на блюдечке с каемочкой цвета нетрадиционной ориентации. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Зло порождает зло. Выбирая скользкую дорожку и заглядывая в лицо смерти, главный персонаж заранее предрешает свою судьбу. Когда собственное счастье строится на несчастьях других людей, подобные истории не имеют хэппи-энда.

Вердикт: Недоброе кино. Не лишенное смысла, но всё равно давящее на психику. Похожие ощущения оставались у меня после просмотра «Бойцовского клуба» Финчера и «Праха Анджелы» Алана Паркера. Есть фильмы, которые призваны вызывать у зрителя отвращение ко всем без исключения героям. «13» в этом плане очень близок к выполнению задачи.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий