Рецензия на фильм «Зеленый фонарь» (Green Lantern, 2011)

За право лидерства в сфере производства комиксов для населения в Америке борются два издательства – Marvel и DC Comics. Персонажи комиксов Marvel и DC Comics известны во всём мире и уже давно стали неотъемлемой частью массовой культуры. Трудно сказать, кому зритель отдает большее предпочтение. У Marvel в запасе есть Человек-паук, Халк, Железный человек, Капитан Америка, Люди Икс и Фантастическая четверка. DC Comics может похвастаться невероятной популярностью Супермена, Бэтмена и Флэша. Как говорится, на вкус и цвет…

«Зеленый фонарь» — это целая вселенная персонажей, созданная еще в 1940 году. Историю сего комикса можно подробно прочитать на Википедии, поэтому вдаваться в подробности не буду. Отмечу лишь тот факт, что Хэл Джордан, «зеленый фонарь» из ленты Мартина Кэмпбелла образца 2011 года, это не первый и не последний супергерой в зеленой маске, хотя, по всей видимости, самый популярный. Именно поэтому создатели новейшей экранизации взяли за основу именно его историю, хотя ранее многочисленные телесериалы и мультфильмы эксплуатировали образ «Зеленого фонаря» с самых разных точек зрения.

… В далекой-далекой галактике есть планета Оа, где базируется корпус «Зеленых фонарей» — сборище всевозможных инопланетян, призванных защищать Вселенную от различных недругов и злыдней. Сила Воли, которой оперируют «зеленые братья по разуму» заключается в опять же зеленой лампе, потерев которую волшебным кольцом, можно бесплатно отхватить кусок суперсилы. Главным соперником корпуса является изгнанный с планеты советник-хранитель Параллакс, который в свое время решил укротить другую стихию, Силу Страха. Однако большеголовый архивариус оказался слишком слаб, чтобы совладать с этой мощью, и в итоге сам стал заложником собственных злых помыслов и детских комплексов.

Человечество, увы, на планете Оа никем не представлено. Человеческий род, такой жалкий и беспомощный, совершенно не подходит для миссии борьбы с межгалактической заразой. Людям бы со своими тараканами разобраться. Но, как это часто случается, одному землянину всё-таки удалось вырваться за пределы устоявшихся традиций.

Летчик-испытатель Хэл Джордан, который на Земле вполне успешно просирает собственную жизнь, по воле случая натыкается на обломки звездолета одного из лидеров движения «Зеленых фонарей», смертельно раненого в схватке с Параллаксом Абин Сура. Точнее, к умирающему инопланетянину Хэла приводит то самое волшебное кольцо, которое самостоятельно выбирает себе хозяина, основываясь на принципах, нашему разуму неподвластных.

Теперь Хэл, которому на нашей планете отчаянно не везет по жизни, должен научиться не только всяким фокусам и трюкам, которые помогут ему защитить планету от злобного сгустка Страха, но и преодолеть собственные внутренние противоречия. Иначе планете и всему сущему настанет полный крындец…

Начнем с того, что на родине 150-миллионный комикс неожиданно, несмотря на искреннюю любовь американцев к комиксам, провалился в прокате, не сумев в первую неделю показов окупить даже треть своего массивного бюджета. Трудно сказать, то ли публика окончательно зажралась, то ли планку ожиданий авторы фильма задрали неимоверно, но результат для киностудии Warner Bros. крайне плачевный.

Врать не буду, ничего сногсшибательного на экране вы не увидите. Начнем с сюжета. Сценаристы, перед которыми стояла непосильная задача перенести обширный материал без видимых потерь, обошлись малой кровью. По сути, перед нами стандартная сказочка о супергерое, который раньше был задохликом и неудачником, а затем внезапно научился летать, передвигать силой мысли предметы и обрел возможности, простым смертным недоступные.

Ключевая проблема «Зеленого фонаря» — в схематичности и полном отсутствии оригинальности. Повествование развивается по давно укатанным рельсам. Неожиданные повороты на этой проторенной дорожке отсутствуют как класс. Сначала Хэл Джордан разбивает самолет стоимостью в 20 миллионов долларов, его отстраняют от работы, девушка с ним не спит, а коллеги по работе мечтают набить ему морду. Затем появляется зеленый волшебник в голубом вертолете, дарит Хэлу фонарик с кольцом, наш летчик внезапно крутеет, тренируется в создании 3D-графики и  успешно побеждает главного кинозлодея, хотя в его силы не верит никто, ни здесь, на Земле, ни на далекой и чуждой человечеству планете «Зеленых фонарей».

Спрашивается, сколько раз зрителю уже пытались скармливать такие истории? Никаких пальцев не хватит сосчитать. Единственным несомненным плюсом фильма является скромное чувство самоиронии, которое проявляет главный герой, однако и это давно стало нормой. Вспомните хотя бы замечательный фильм Джона Фавро «Железный человек».

Вторичность сценария могли компенсировать две вещи: яркая харизма актеров и спецэффекты глобальных масштабов. Увы, и здесь у создателей фильма есть явные, бросающиеся в глаза, недочеты.

С актерами всё более-менее складно. Несомненно, что Райан Рейнольдс прекрасно вписался в образ Хэла Джордана, будто бы он специально выращивал крепкую мускулатуру и ослепительную улыбку для роли очередного супермена в обтягивающем костюме. Рейнольдс может и умеет демонстрировать на экране эмоции, но подобные блокбастеры создаются не ради объемных психологических зарисовок, а для демонстрации компьютерных технологий. Поэтому говорить о какой-то актерской игре не приходится, тем более что диалоги были прописаны максимально плоско, дабы не отвлекать зрителя от редких, но метких сцен действия.

Неплохо выступил в кадре Питер Сарсгаард, но и ему прописали образ несложный, понятный и выхолощенный. Этакий ученый, затюканный отсутствием внимания со стороны женщин и отца-сенатора (Тим Роббинс), где последний откровенно эксплуатирует сына в своих политических махинациях. Типичная проблема отцов и детей, усложненная целым ворохом комплексов, в результате чего лысеющий «грызун науки» превращается в злобного мстителя, щедро раздающего оплеухи своим былым обидчикам.

Но большего всего авторы «Зеленого фонаря» опростоволосились со спецэффектами. Негоже заставлять зрителя чувствовать себя неловко во время неуклюжих романтических сцен, но еще хуже – пичкать аудиторию откровенно детскими по форме и содержанию полетами в космосе и разъяренными клубами дыма. Блокбастер должен быть зрелищным, но, видимо, Мартину Кэмпбеллу просто забыли об этом сказать. Фактически, в картине есть всего две сцены, за которые можно зацепиться взглядом: эпизод тренировки Хэла на Оа и финальная схватка с Параллаксом. Для столь грандиозного по замыслу проекта это не просто ничтожно, а даже смехотворно.

Вердикт. Отличный расслабляющий материал. До качественного аттракциона «Зеленый фонарь» явно не дотягивает, а по сравнению с другим проектом DC Comics, Бэтменом, выглядит морально устаревшим и вторичным. При всём обаянии Райану Рейнольдсу в одиночку вывести ленту на должный уровень не удается, тем более что создатели фильма сильно скомкали фэнтезийную составляющую, напичкав ленту совершенно чуждой романтикой и поцелуями на фоне заката. Мозг во время просмотра отдыхает, ибо зацепиться ему просто не за что.

1 Comment

2 Trackbacks / Pingbacks

  1. Рецензия на фильм «Город воров» (The Town, 2010) | Злодейские кинорецензии
  2. Рецензия на фильм «Первый мститель» (Captain America: The First Avenger, 2011) | Злодейские кинорецензии

Оставить комментарий