Рецензия на фильм «Пастырь» (Priest, 2011)

Полагаю, что только истинный, незамутненный наличием разума и критического восприятия, киноман сможет по достоинству оценить сочную картинку нового «шедевра», вышедшего из-под пера Скотта Чарльза Стюарта. Как следует из названия статьи, речь идет об апокалиптическом комиксе «Пастырь», появившемся на экранах России и остального мира в мае 2011 года. Увы, таких зрителей у фильма набралось немного, в то время как абсолютное большинство целевой аудитории его ничтоже сумняшеся проигнорировало, вбив очередной толстый гвоздь в жанр как таковой и кинокарьеру замечательного актера Пола Беттани. О причинах столь неуважительного отношения киноманов к развлекательному 3D проекту мы и поговорим.

… Недалекое будущее. Или очень далекое, что, по сути, неважно. Мир, каким мы его знаем, а еще точнее, описываем в комиксах, окончательно рухнул. Вечная борьба добра и зла, где стороны представлены людьми и вампирами, закончилась для заинтересованных лиц (хотя какие там лица, у вампиров в фильме просто отвратительные рожи) неудобным компромиссом. Церковная верхушка наконец-то добралась до всеобъемлющей власти, закупорив человечество в городах-резервациях под весьма незамысловатым лозунгом «Работай, молись и спи спокойно». О существовании вампиров, от которых цивилизация отгородилась железным занавесом в буквальном и переносном смысле, было забыто.

Тем не менее, сами вампиры, предпочитающие днем спать, а ночью трапезничать, запах людской крови запомнили хорошо. В заброшенных пригородах, где остатки населения пытаются поднимать радиоактивную целину, царит запустение и полная неразбериха. С одной стороны, кровососы вроде как есть и даже активно пожирают местных жителей по принципу «кто не спрятался, я не виноват». С другой, согласно генеральной линии партии в лице бескомпромиссного священнослужителя монсеньора Ореласа (Кристофер Пламмер), жизнь прекрасна и панические настроения опасны. Кто не с нами, тот против нас, а с нами Бог, так что пеняйте на себя.

Единственное оружие против неисчислимой орды монстров – орден пастырей – было списано в утиль. Отряд распустили, якобы, за ненадобностью, а его бывшие члены перебиваются случайными заработками или просто слоняются по городам, пугая характерными татуировками на лбу мирных и донельзя затюканных жителей. Лучший боец ордена, жилистый и упрямый Пастырь (именно так, без имени и фамилии), после того, как его племянницу-дочь похитил злобный Черношляпник (тоже не шучу), плюет на запреты верховного совета церкви и отправляется в пустоши, чтобы показать всему вампирскому отродью пару смертельных фокусов. Помогает ему в этом близкий друг девушки, шериф Хикс (Кэм Жиганде). Драться в стиле пастырей парнишка не умеет, зато метко стреляет и серьезно морщит лоб, от чего твари мрут от смеха и случайного рикошета. Вместе им суждено спасти мир и чистое небо над головой…

«Пастыря» нужно посмотреть хотя бы ради того, чтобы понимать, что есть «абсолютно прямолинейный сюжет». Комиксы, особенно в голливудском исполнении («Бэтмена», «Хранителей» и рефлексирующего «Человека-паука» в расчет не берем), всегда славились однобоким видением реальности, пускай и виртуальной. Но только «Пастырь» сумел довести сей штамп до состояния полной «амебности». Другими словами, если теперь кому-то вздумается снять кино еще проще, то отправной точкой, образцом для подражания, будет именно фильм Скотта Чарльза Стюарта, который своей длинной фамилией только засоряет данную статью. А своим творчеством – кинематограф.

Впрочем, ожидать, что постановщик тухлого по смыслу и воплощению «Легиона» вдруг перевоплотится во вдумчивого творца, мог только самый наивный зритель. Я, например. Не то, чтобы я связывал с «Пастырем» какие-то мечты, но все мы периодически покупаемся на рекламу, а уж маркетологи от кинематографа точно не зря едят свой хлеб. Иные трейлеры к фильмам получаются у них намного ярче, чем сам конечный продукт, который, казалось, выращивают прямиком из рекламных роликов, разбавляя экшн разговорами, титрами и закадровым комментатором.

Прочитав всё вышесказанное, вы, возможно, решили, что «Пастырь» не стоит потраченного времени, и спешите задарить нераспакованный диск другу на день рождения. Действительно, не выбрасывать же в мусор. Не торопитесь. Все претензии к сюжету умело компенсируются создателями при помощи компьютерных технологий. Тут, друзья, придраться не к чему, снят фильм очень даже эффектно и свою развлекательную миссию отчасти выполняет. Отчасти, ибо по-хорошему авторам нужно было сжать весь экшн в 10-15 минут экранного времени и выпустить в виде короткометражки. А вот с полным метром они откровенно расслабились, напичкав ленту умеренным пафосом и протяжными выяснениями отношений.

Сценаристом «Пастыря» значится дебютант Кори Гудман, обещающий в этом году «выстрелить» еще одним долгожданным проектом – ужастиком «Аполлон 18», дата кинопремьеры которого пока еще не обозначена. Первый блин Гудмана явно скомкался до безобразия, хотя, подозреваю, что в этом частично виноват сам литературный первоисточник – южнокорейский комикс-манга Мин-Ву Хена.

Главным и самым неприятным моментом является то, что, окромя сурового Пола Беттани в роли безымянного пастыря, в кадре не за кого зацепиться. Точнее, актеры-то есть. И прекрасный Кристофер Пламмер в сединах, и юный и горячий Кэм Жиганде из «Сумерек», и боевитый и вечно небритый Карл Урбан («Властелин колец», «Следопыт»). И даже изменившаяся до неузнаваемости официантка из сериала «Твин Пикс» Медкен Эмик в краткой и трагической роли жены главного героя, разорванной вампирами на клочки в первой же сцене фильма. Проблема очевидна. Кастинг провели, а в сценарий добавить забыли. В итоге все персонажи получили свои «шаги за сценой», максимально упростив задачу создателям спецэффектов. На проработку характеров времени не осталось.

Сам Пол Беттани, если уж речь зашла об исполнителях, откровенно разочаровал. Перманентно сниматься в подобной пошлятине актер начал как-то незаметно, без предупреждения. Насколько великолепен он был в «Истории рыцаря» и «Догвилле», настолько же он пуст в «Легионе» и «Пастыре». Роль, конечно, денежная, но совсем ему не по уровню. Хочется верить, что его талант я не переоценивал.

Подведем неутешительный итог. С точки зрения сюжета «Пастырь» представляет собой тот самый безудержный экспресс из фильма, что всю дорогу мчится к точке назначения, но до нее так и не добирается. Слишком плоско, вторично, прямолинейно, а местами даже скучно. Взбодриться зрителю помогут только пара сцен экшна, да финальная схватка, которая, кстати, сделана весьма умело. Само собой, порхают в кадре герои вне каких-либо законов физики, но тут сетовать не на что. Жанр такой. Бодрое чукалово под стройный хор, нагнетающий в кадре эмоциональный пик.

Что касается всяческих религиозных моментов, то здесь не вижу смысла их рассматривать по существу. Намного глупее сей момент был прописан в прошлогодней «Книге Илая», где церковь, по всей видимости, выступила в качестве спонсора фильма. В нашем случае все обосновано на «детском» уровне, поэтому атеисты могут не беспокоиться. Их неверие останется непоколебимым. По крайней мере, до тех пор, пока они не столкнутся в подземке с всамделишным вампиром.

2 Comments

  1. Мда… В очередной раз убеждаюсь, что на сей день талант в Голливуде не в почете, в почете проныры.

Оставить комментарий