Рецензия на фильм «Неизвестный» (Unknown, 2011)

Частичная или полная потеря памяти, она же амнезия – любимый сюжетных ход многочисленных латиноамериканских и прочих мелодраматических сериалов. Ни одно уважающее себя венесуэльское или аргентинское «мыло» не обходится без какого-нибудь Хулио Иглесио или Педрито, случайно тюкнувшегося об дверной косяк и забывшего свою родословную до пятого колена.

Во многом из-за этого большое кино данный трюк брезгливо обходит стороной, дабы не опускаться до уровня телевизионных шоу для латентных домохозяек. В кинематографе главный герой, если и стукается башкой, то непременно о железную балку, забывая при этом свое имя, но начиная говорить на всех языках мира или превращаясь в привидение с добрыми намерениями. Другими словами, в кино на последствия не скупятся, включая извращенную фантазию на полную катушку.

Испанский режиссер Жауме Серра, с 2005 года работающий над созданием триллеров в Голливуде, пошел немного другим путем. Он не стал мелодраматизировать ситуацию, превратив главного героя, частично забывшего свое прошлое, в жертву своеобразного заговора. В итоге получится очень крепкий триллер, почти боевик, «Неизвестный» с участием в главной роли известного американского актера Лиама Нисона.

… Доктор наук Мартин Харрис (имя это прозвучит в течение фильма раз сто, так что запоминать необязательно) прибывает с женой Лизой в осенний Берлин, дабы принять участие в международной конференции по биотехнологиям. Харрис, видный специалист-аграрий, приглашен на встречу со знаменитым ученым профессором Лео Бресслером, который должен объявить о неком открытии, способном кардинально изменить сферу мирового сельского хозяйства.

Харрис так спешил усесться в машину, что не заметил, как оставил в аэропорту весьма важный чемоданчик. Не дожидаясь, пока его жена заселится в номер, доктор ловит первое попавшееся такси и мчится окольными путями назад. Спешка, как говорится, хороша при ловле блох. Не справившись с управлением «Мерседеса», женщина-таксист Джина (Дайан Крюгер) благополучно топит авто в речке, а сам Мартин, получивший травму головы, очухивается на больничной койке лишь спустя четыре дня.

Вспомнив с грехом пополам свое имя, наш герой стремительно отправляется к супруге, которая по его разумению уже подняла на уши всю бывшую столицу ГДР в поисках своего благоверного. Однако Харрис был весьма удивлен тем, что Лиза вовсе не в трауре и даже не пытается кого-то искать. Она дефилирует по вечеринкам в компании странного типа, у которого на бейджике скромно светится имя «Мартин Харрис». Самое неприятное, что и остальные участники конференции однозначно принимают самозванца за настоящего доктора Харриса, ибо с большинством из них Мартин переписывался по электронной почте и лично не встречался.

Теперь Мартину предстоит понять, кто он, кто все эти люди, что пытаются выдать желаемое за действительное и почему его очаровательная жена внезапно открещивается от своего мужа, делая вид, что видит его впервые в жизни…

Я бы с удовольствием рассказал вам, чем там всё дело закончилось, но, увы, не могу, так как профессиональная этика удерживает меня от желания испортить вам удовольствие от просмотра. С другой стороны, субъективно объяснить свои сумбурные впечатления от картины почти невозможно, не влезая в дебри сюжетных перипетий. Поэтому буду осторожен и аккуратен, дабы не раскрыть зрителю всю соль основной детективной линии «Неизвестного».

Наверное, самым оригинальным фильмом про амнезию можно считать «Помни» Кристофера Нолана, где режиссер настолько всё поставил с ног на уши, что просто диву даешься, как подобное могло уместиться в самую обычную человеческую голову. У Серра замысел явно попроще, но и он к середине фильма неожиданно заводит зрителя за угол и демонстрирует «слона в холодильнике», заставляя аудиторию заново переосмысливать уже увиденную половину с новой точки зрения на главного героя. Да, вы правы, доктор Мартин Харрис совсем не прост, а в его стукнутой голове будет много тайных лазеек.

Честно признаюсь, задумка мне понравилась больше, чем развязка. Проблема в том, что авторы не рассчитали своих сил, поэтому концовка получилась несколько скомканной, поспешной. В трансформации главного героя почему-то верится с трудом, тем более что всю первую половину фильма он пребывает в образе этакого ботаника. Чистый Джельсомино в стране лжецов. Я охотно верю, что человек может забыть свое имя или номер кредитки, но куда девать рефлексы и инстинкты, выработанные долгими годами? Этот нюанс авторы как-то недоработали, да и других ляпов по ходу ленты предостаточно.

Одним из главных побуждений к просмотру лично для меня стало участие в картине Лиама Нисона. Мужику уже по шестьдесят, а он лихо перешел от драматических ролей в стан героев боевиков. Подобное перевоплощение само по себе вызывает уважение. Многие киноманы помнят его первые главные роли, в том числе в культовом ужастике Сэма Рэйми «Человек тьмы» и шедевральном эпике Спилберга «Список Шиндлера». Однако роль в «Неизвестном» больше всего напоминает относительно недавний боевик «Заложница», окончательно утвердивший Нисона в образе человека, умеющего не только пустить слезу («Реальная любовь»), но и разнести полгорода.

«Неизвестный», без особой рекламы и шумихи, очень достойно прошел в прокате Америки, собрав шестьдесят миллионов при бюджете в тридцать. На остальных территориях ленте покорились еще 67, что в сумме дало внушительные для скромного триллера 130 миллионов мировых сборов. Критики и зрители оценили картину Серра не только рублем, но и ласковым словом, еще до премьеры выдав на IMDb рейтинг под восемь. Сейчас фильм закономерно опустился до семи, но и это для новой картины с привычным набором штампов очень удачный результат. Нельзя не согласиться с тем фактом, что картина держится в основном за счет харизмы Нисона, отчаянно напоминая по стилю злоключения Джейсона Борна.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий