Рецензия на фильм «Пол: Секретный материальчик» (Paul, 2011)

Парочка британских друзей-комиков (и попрошу без грязных инсинуаций) Саймон Пегг и Ник Фрост стремительно ворвались в большое кино в 2004 году, сняв искрометную пародию на бесчисленные зомбятники «Зомби по имени Шон». Для многих киноманов этот дуэт стал настоящим открытием и глотком свежего воздуха в гуще сортирных голливудских комедий вроде «Американского пирога» или «Чокнутого профессора». И хотя и Пегг, и Фрост к тому времени уже давно скушали фунт изюма, известны они были лишь большим поклонникам британских сериалов, в то время как массовая аудитория продолжала давиться американскими хохмами.

После невероятного успеха комедийного ужастика «Зомби по имени Шон» товарищи стали исключительно котироваться на рынке, но не спешили бросать насиженную Англию в обмен на райские кущи Калифорнии. Вместе они выпустили еще один фильм, «Типа крутые легавые», считающийся второй частью неофициальной трилогии «Кровь и мороженое», которую Пегг и Фрост намерены завершить в 2012 или 2013 году.

Так уж сложилось, что именно менее фактурный Пегг больше востребован в Голливуде, пока Фрост продолжает сниматься в основном в британских лентах («Рок-волна», «Чужие на районе»). Пегг же с 2006 года начал появляться на вторых ролях в масштабных голливудских проектах, таких как «Миссия невыполнима 3» (2006), «Звездный путь» (2009), а также в парочке проходных, но милых комедий («Беги, толстяк, беги» и «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть»). Вот почему так радостно видеть, что друзья вновь воссоединились на экране, причем в совместном американо-английском проекте, коим является фантастическая приключенческая комедия «Пол», получившая в российском прокате поистине идиотское дополнение в виде какого-то «секретного материальчика».

… Два закадычных фаната НЛО, ролевых игр и прочих безумных штуковин, Грэм и Клайв (Пегг и Фрост) осуществили свою давнюю мечту. Будучи подданными британской королевы, эти два чудака перелетают океан, чтобы посетить знаменитый Comic Con в Сан-Диего, ежегодный фестиваль гиков, любителей комиксов, фэнтези, ужастиков и тому подобной литературы и кинопродукции. После фестиваля друзья намереваются проехаться по местам воинской славы – зонам, где согласно слухам, уже давно облетевшим планету, были впервые установлены контакты с внеземным разумом.

Если не считать неприятного инцидента в пабе в районе Зоны 51, где друзья наткнулись на парочку местных гопников и в спешке немножко помяли тем внедорожник, то путешествие проходило как по нотам. До тех пор, пока Грэм и Клайв не наткнулись в кустах Невады на всамделишного инопланетянина по имени Пол, который, якобы, спасается от спецслужб и жизненно нуждается в поддержке и бесплатном проезде до места высадки инопланетного десанта, который заберет бедолагу домой.

Ошарашенные встречей, о которой они мечтали всю жизнь, (кое-кто даже надул от счастья в штаны), парни пускают незваного гостя в свой трейлер. Впрочем, сам инопланетянин, который не замедлил похвастаться своим непосредственным влиянием на массовую поп-культуру, окромя своих «типичных» стандартов (большая башка, тщедушное тело и огромные глаза) пришельца ничем не напоминает. Пол искусно матюгается, курит ганджубас, читает мораль, отпускает скабрезные и не очень шуточки, и разве что на девок не пялится.

Впереди у троицы куча приключений на территории сельской Америки, а позади «люди в черном», которые собираются транклюкировать беглеца, а всех его помощников выслать на Аляску…

Нельзя не признать тот факт, что творчество парочки Пегг – Фрост движется по нисходящей. Единственным оправданием этого неправильного направления может служить тот факт, что сие движение осуществляется очень медленными темпами, поэтому каждый их проект (пока что) остается на хорошем уровне. Но всё ведь познается в сравнении, правда?

Британский юмор, щедро разбавленный более жесткими и прямолинейными скетчами американских тружеников SNL (популярное американское шоу, откуда в проект были приглашены Дэвид Кокнер, Билл Хэйдер и Кристен Уиг), несколько потерял в изящности, уступив место шуткам про гениталии и изощренным матюкам, которые в нашем прокате способен адекватно перевести лишь Гоблин. Впрочем, если бы не британцы, то ситуация могла быть еще хуже, ведь на месте главных героев могли оказаться, допустим, Сет Роген и Джона Хилл, которые однозначно свели бы проект к тотальной пошлятине, убив на корню весь замысел. Слава Богу, Рогену доверили лишь закадровый голос, но в нашем варианте зрителю приходится слушать Павла Волю, так что эффект будет совсем другим.

Кстати о переводе. В Сети на сей счет, как обычно, три мнения. Одни рекомендуют смотреть исключительно с переводом Гоблина или прочих неандертальцев, которых никакая аппаратура не успевает «запикивать». Вторые кивают головой в сторону оригинальной дорожки или, что совсем экзотично, в направлении наших украинских «друзей», в чьем исполнении даже «Список Шиндлера», скорее всего, вызовет колики в животе. Третьи вполне удовлетворены российским дубляжом, считая, что Воля справился со своей задачей, хотя мог и лучше. Увы, так как у меня под рукой был лишь официальный, прокатный вариант, наставить на путь истинный я вас не смогу, но в любом случае, если есть возможность и знание языка (хотя бы с субтитрами) позволяет, то такие разговорные комедии лучше смотреть в оригинале.

Большую радость у поклонников фантастики или даже бурный восторг от узнавания вызовут маленькие, но симпатичные ссылочки, раскиданные по фильму, на всяческие культовые ленты, включая «Инопланетянина» Спилберга, «Звездный путь», «Звездные войны» (легендарная барная музычка), «Близкие контакты третьего вида» (знаменитый напев из фильма). Ну и фраза, пародирующая «Назад в будущее», сказанная главным героем в самом финале, а также приглашенная звезда в виде Сигурни Уивер вносят в общую картину очень резкие, но такие правильные мазки.

Вердикт: неплохая, а местами даже очень забавная, комедия с явным уклоном в фантастику. Если честно, сами главные герои сильно меркнут в сравнении с чрезвычайно потешным инопланетянином Полом и одноглазой попутчицей-христианкой Рут в блестящем исполнении Кристен Уиг. Не знаю, возможно, так и было задумано в сценарии, но парочку Пегг – Фрост как-то незаметно отодвинули на второй план. Может поэтому от картины не остается послевкусия, как от их прошлых фильмов. Хороший развлекательный аттракцион, но не более того.

1 Comment

Оставить комментарий