Рецензия на фильм «Люди Икс: Первый класс» (X-Men: First Class, 2011)

История киноверсий известного марвеловского комикса «Люди Икс» длится уже одиннадцать лет, с момента появления в 2000 году первой ленты с одноименным названием, ставшей прародительницей долгоиграющего киносериала. Первые четыре части, так или иначе связанные с персоной продюсера первого фильма Брайана Сингера, сумели заработать за вышеуказанный период в мировом прокате почти полтора миллиарда долларов и вывести «людей икс» в разряд одних из самых узнаваемых персонажей комиксов на планете.

Что интересно, с 2009 года франшиза начала развиваться обходными путями. Дело в том, что, несмотря на рекордно высокие сборы третьей части, «Люди Икс: Последняя битва», зрители были крайне разочарованы триквелом. Вот такая тупиковая коллизия – почти полмиллиарда сборов и низкий рейтинг. Большинство актеров отказались участвовать в грядущем продолжении, и студия 20th Century Fox была вынуждена искать новые способы реанимировать прибыльный продукт.

Решение нашлось быстро. Тот же Сингер предложил создать спин-офф (ответвление от основного сюжета), главным героем которого должен был стать центральный персонаж «Людей Икс» Росомаха в исполнении харизматичного Хью Джекмана. Сказано – сделано. В 2009 на экраны кинотеатров выходит лента «Люди Икс: Начало. Росомаха». Финансовая сторона снова не радует, картина даже не сумела добраться до 400 миллионов, а зрители опустили ее в рейтинге еще ниже «Последней битвы». Стало очевидно, что создателями был выбран неверный путь развития сериала.

Казалось бы, на этом стоило успокоиться. Но бросать золотую жилу? Ни за что. Если основной сюжет закончился, а отдельные герои уже не вызывают у аудитории восторженного писка, стоило придумать что-нибудь еще. Этим «еще» стал приквел (предыстория), постановкой которого поставили заведовать Мэттью Вона, режиссера стебной сказки «Звездная пыль» и хулиганского комикса «Пипец». И что же из этого получилось?

… Начало шестидесятых прошлого века. Гонка вооружений между сверхдержавами, США и СССР, привела к точке, после которой неминуемо должна начаться Третья мировая, теперь уже ядерная, война. Данные события вошли в анналы истории под названием «Карибский кризис». И неудивительно, что ключевыми фигурами в развитии данного конфликта стали «люди икс», которых тогда именовали просто мутантами.

Опасным противостоянием двух ядерных государств решил воспользоваться бывший нацистский деятель Себастьян Шо (Кевин Бейкон), который надеется получить выгоду от кровопролитной войны, которую сам же провоцирует всеми подручными средствами. Шо – не просто выскочка и искусный махинатор, он также обладает сверхспособностями поглощать энергию, и окружил себя столь же одаренными персонажами: коварной телепаткой Эммой Фрост, чертиком из табакерки Азазелем и еще одним товарищем, умеющим вызывать торнадо и совершать прочие ветряные фокусы.

На пути у начинающего диктатора становятся двое: юный ученый Чарльз Ксавьер (Джеймс МакЭвой) и бывший узник концлагеря Эрик Лешерр (Майкл Фассбендер). У последнего с Шо личные счеты, ибо тот в свое время убил его мать. Эти двое попадают под колпак ЦРУ, которое помогает им набрать команду из себе подобных. Две противоборствующие стороны встретятся в самый критичный для истории человечества момент, чтобы померяться силами. Однако люди в лице политиканов и военных вовсе не намерены считаться с мутантами. Им гораздо проще устранить угрозу в зародыше, чем искать консенсусы…

Я честно пересмотрел все четыре предыдущие части «Людей Икс», но ни одна из них не вызвала у меня бурного восторга. По сути, все четыре фильма поют одну и ту же песню про злых людишек, что всячески притесняют мутантов и отказывают им в самореализации и тихом существовании на пользу общества. В стане самих мутантов также царит разброд и шатание: Чарльз Ксавьер, он же профессор Икс, старается примириться с людским неприятием, терпеливо насаждая добро и проявляя стоическую терпимость к человеческим порокам. Его оппонент Эрик Лешерр, он же Магнито, наоборот, считает, что мутанты – это сверхраса, которой не нужно пресмыкаться и унижаться. Он предпочитает отстаивать свои интересы при помощи насилия и тактики запугивания, в том числе в отношении своих братьев-мутантов из рядов последователей профессора Икс.

И так все четыре фильма. Исключением можно номинально считать спин-офф про Росомаху, где рассказывается о происхождении этого персонажа, хотя и там время от времени звучат те же самые нотки и проповедуются мысли о необходимости толерантности и политкорректности.

Сочувствия такая позиция авторов не вызывает. Пытаясь вызвать к супергероям не чувство белой зависти, а жалость и терпимость, создатели франшизы, что называется, пилят сук, на котором удобно восседают. Спрашивается, с какой стати зритель должен сочувствовать существам, способным летать, превращаться в жабу и обладающим нечеловеческой силой и разумом? Только потому, что «богатые тоже плачут»? Нет уж, увольте. Одно дело взирать на бесконечные метания «человека-паука», который никак не может ужиться с собственным внутренним «Я». Но что нам, обычным людям, до переживаний синей девушки, которая при желании может стать кем угодно и завоевать мир «как два пальца об асфальт».

Тем не менее, авторы с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают гнуть свою линию и в приквеле «Люди Икс: Первый класс». Единственным отличием от предыдущих инсталляций является экскурс в историю, призванный пролить свет на истинные причины противостояния профессора Икс и Магнито. В остальном, картина повторяет наработки предшественников, даже не пытаясь вывести на орбиту какую-нибудь оригинальную идею.

Безусловным достоинством ленты можно считать лишь работу специалистов по спецэффектам, которые изрядно постарались придать ленте зрелищности. В этом плане пятый фильм ничуть не хуже предыдущих серий, а местами даже лучше, особенно, что касается чумового Азазеля (в исполнении раскрашенного до неузнаваемости Джейсона Флеминга) и финальной битвы с летающими подлодками.

Определенное разнообразие в видеоряд вносят свежие лица. И Джеймс МакЭвой, и Майкл Фассбендер не вызывают нареканий, а уж тем более блистательный Кевин Бейкон, который, благодаря своей специфической внешности, сыграл в кино множество мерзавцев и подонков. Ну а самым эффектным появлением в кадре может похвастаться сам Хью Джекман, которому создатели отвели в ленте малюсенькое камео.

Вердикт: стандартный комикс с омолодившимся составом. Бодрый экшн и профессиональная игра актеров не спасают от ощущения, что создатели полностью исчерпали мысли и идеи по развитию франшизы и отчаянно пытаются выжать из нее последние деньги. Отличный развлекательный фильм для одноразового просмотра, но не более. Учитывая, что концовка плавно подводит зрителя к событиям фильма первого, то о продолжении и речи быть не может, хотя последнее время голливудские студии грешат не только бесконечными сиквелами, но и перезапусками. Надеюсь, сия печальная судьба «Людей Икс» не коснется и вместе с пятым фильмом эти герои наконец-то найдут умиротворение.

1 Trackback / Pingback

  1. Рецензия на фильм «27 свадеб» (27 Dresses, 2008) | Злодейские кинорецензии

Оставить комментарий