Рецензия на фильм «Спуск 2» (The Descent: Part 2, 2009)

Первая часть атмосферного триллера «Спуск» вышла в Великобритании еще в 2005 году и вызвала широкий отклик в зрительских массах. Казалось бы, обычный ужастик про группу девушек-спелеологов, решивших отметить очередной уик-энд походом в пещеры. Однако среди самих подружек нет полного понимания об истинных целях сего путешествия. Сначала на поверхность всплывают старые обиды, а затем девушкам приходится спасать свои жизни, ибо на глубине им встретились отнюдь не только сталактиты, но и ужасные мутанты, пожирающие на своем пути всё живое.

Первый фильм был действительно страшным и пугающим до дрожи. На глазах у зрителя веселая поездка за адреналином превращается в игру на выживание, где нет места дружбе, привязанностям или сантиментам. Каждый сам за себя и вот ведь что плохо: когда опасность дышит вам в лицо, прежние недомолвки и подозрения могут стать причиной того, что в нужный момент никто не протянет вам руку помощи.

Прошло четыре года, и монтажер первого фильма Джон Харрис решил, что может самостоятельно продолжить историю «Спуска». Чтобы дополнительно заинтриговать аудиторию, Харрис взялся за рассказ с того самого момента, где закончились страдания Сары, единственной выжившей в кровавой мясорубке.

… Пострадавшую спешно доставили в ближайший госпиталь, но ни шериф Вэйнс, ни его помощница Риос не могут разговорить девушку и выяснить судьбу ее пропавших подруг. Сама Сара, то ли бессознательно, то ли вполне осознанно молчит как рыба, ибо явно не хочет вспоминать, что выжила благодаря своему предательству. Умудренный опытом шериф предлагает устроить следственный эксперимент и отправиться на поиски остальной части экспедиции. Естественно, вместе с Сарой, чье поведение кажется ему крайне подозрительным. Эта троица присоединяется к компании спасателей в составе опытного спелеолога Дэна и его помощников Грэга и Кэт.

Так как истинный маршрут Сары и ее напарниц спасателям неизвестен, решено войти в пещеры через заброшенную штольню, в районе которой местный житель обнаружил девушку. Спустившись на дно, наши герои вскоре обнаруживают останки одной из жертв и начинают понимать, что у Сары действительно есть, что скрывать. Девушка же, очутившись в знакомой обстановке, вспоминает обстоятельства недавнего кошмара и, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается самостоятельно выбраться из пещер во второй раз. Разбуженные прибытием шумной толпы свежего мяса, подземные монстры начинают свою охоту, в то время как остальные члены команды вынуждены разделиться и искать спасения всеми доступными способами…

Для постановщика-дебютанта Харрис очень даже неплохо справился со своей задачей. Другое дело, что остальные бойцы подкачали, в частности, сценаристы и некоторые исполнители, но это уже не его проблемы. Но проблемы проекта в целом. В результате второй «Спуск» выступил в кинопрокате отнюдь не так звездно, как предшественник и, судя по всему, положил конец какому-либо развитию данной темы.

Если вспоминать относительно недавний «Санктум», который во многом (за исключением хоррор-составляющей) повторял задумку обоих  «Спусков», то английские ужастики представляются мне более предпочтительными, нежели голливудский выхолощенный и пафосный триллер. И будем честны, именно фантастическая часть «Спусков» вызывает наибольший интерес, ибо без нее все эти метания по темным пещерам смотрелись бы на порядок менее эффектнее. Однако на этот раз авторы переборщили с дозой, нарушив оптимальное соотношение психологической драмы и хоррора в пользу последнего.

Если в первом «Спуске» подслеповатые и зубастые «шахтеры» появлялись в кадре нечасто, но зато наводили панику среди скалолазок одним лишь своим видом, то во втором фильме создатели решили развернуться на полную катушку и наводнить пещеру десятками монстров. Сие, безусловно, укрупнило бюджет картины, и в то же время резко снизило уровень саспенса. «Попробовав раз – ем и сейчас». Другими словами, задав темп, авторам пришлось ему следовать, а посему к концу фильма поганые страшилы лезут из всех щелей, начисто убивая всю интригу.

Хуже всего, что сценаристам тотально не удалось выписать правдивые характеры. Спрашивается, на кой черт из вполне вменяемого шерифа к середине фильма сделали безумного шляпника, разгуливающего с револьвером наперевес и изображающего из себя Джона Уэйна? А его помощница Риос, которая полфильма бьется в паническом ужасе от каждого шороха, а затем превращается в крутую воительницу, словно вспомнив, что служит в полиции, а не на кухне картошку чистит? Я уже молчу про еще одну выжившую девушку из первого «Спуска» (да, знаю, спойлер, но так уж вышло), которая пучит глаза и строит из себя амазонку. Все эти персонажи не вызывают доверия.

Таким образом, второй «Спуск» вышел очень похожим на оригинал. Поменялись лишь частично действующие лица и мотивы, прибавилось устрашающей живности, ну и с финалом авторы намутили. Прямо скажем, подкачали с концовкой товарищи. Им явно хотелось нагнать жути и приплести к сюжету очередную теорию заговора, но вышло как-то неумело и, главное, совершенно противоречиво. Зато эффектно и неожиданно, этого не отнять.

Вердикт: вполне смотрибельный ужастик про спелеологов и тех, кто привык ими завтракать и ужинать. В меру страшновато, местами глуповато, но снято всё бодро, без длинных пауз. Кое-где прихрамывает мотивация персонажей, но в целом незнакомый широкому кругу зрителей кастинг справляется неплохо. Картина растеряла свой потенциал в качестве триллера и стала больше походить на стандартный ужастик. Ибо большую часть времени герои не выясняют отношения, а бегают по пещерам от зубастых мутантов. Не самое худшее продолжение истории, учитывая неопытность Харриса в седле режиссера.

1 Comment

  1. это не фильм а бред — с первой частью не сравнить — хватило 10 минут просмотра

Оставить комментарий