Рецензия на фильм «Отличница легкого поведения» (Easy A, 2010)

Ох, уж эта школа. Ад на Земле для толстых, очкариков-ботаников, мелких, молчаливых, прыщавых, косноязычных и прочих «униженных и оскорбленных». Или, может быть, отверженных? Практически у каждого есть воспоминания о школе, от которых хотелось бы избавиться. В лучшем случае мы взрослеем, в худшем – продолжаем лелеять полученные комплексы до самой старости. История, произошедшая с главной героиней молодежной комедии «Отличница легкого поведения», учит нас терпению и заставляет осознать тот факт, что из любой, самой запущенной ситуации, можно выйти победителем.

… Маленькая ложь всегда способна вырасти до необъятных размеров. Было бы желание. Желанием же Олив Пендергаст было не выглядеть «синим чулком» в глазах лучшей подруги с большими сиськами. Поэтому Олив придумала себе свидание с парнем. А потом еще одно. И еще. Всего парочка удачных врак, и за старшеклассницей устойчиво закрепилась репутация девушки легкого поведения.

Поначалу Олив воспринимала слухи на свой счет спокойно. И даже радостно. Ее заметили и оценили. Пускай ошибочно, но дурной пиар тоже сойдет. А затем ее голубой приятель Брэндон предложил девушке сделку: деньги в обмен на липовый секс. Мол, жизнь гея в школе — не сахар и подобные сплетни помогут ему дожить до выпускного без ежедневных стычек с гомофобами. Добрая душа Олив решает, что понарошку помочь другу даже нужно. Дальше – больше. К юной «развратнице» выстроилась очередь из фриков, желавших в обмен на деньги, купоны и скидочные карточки в онлайн-магазинах виртуально поиметь ее для поднятия собственного имиджа в глазах остальных учеников, прежде всего, женского пола.

Жизнь Олив покатилась под откос. Общественное мнение, ранее обходившее ее стороной, теперь давило на ее хрупкие плечи. Когда доступность – это кредо, нелегко выйти из пике и начать все с чистого листа…

Активно Голливуд озаботился проблемами подростковой сексуальности в восьмидесятых. Всяческие «заведения порки», «последние девственники америки», «частные уроки» и «студенческие каникулы» заполонили собой экраны, рисуя подрастающему поколению США типичные ошибки при решении самого насущного вопроса – как потерять девственность. Причем, до тех пор эта проблема как-то устранялась сама собой, без чуткого руководства кинематографистов.

Все вышеуказанные фильмы (и не указанные тоже) были сняты с точки зрения мужской половины. Девушки, в данном случае, представляли собой однородную, романтически настроенную, массу, выступавшую в роли определенного приза за отвагу и находчивость, проявленные в борьбе за ранее половое созревание. «Отличница легкого поведения» интересна хотя бы тем, что проливает свет на женское мнение по данному вопросу. Не то чтобы это мнение кого-то волнует (шутка), но раз уж авторам ленты захотелось пооригинальничать, тут уж никуда не денешься.

Главная героиня – жертва обстоятельств. Хорошая девушка, вынужденная вести себя плохо, дабы стать «ближе к народу». Умная, начитанная, отзывчивая Олив, как и все ее подруги, жаждет не быстрого перепихона на заднем сиденье автомобиля, а прогулок под луной, серенад под балконом (хотя бы под фонограмму) и ужинов со свечами. Мужики же, будучи козлами в едином порыве, только и думают, как бы залезть под юбку, взглянуть на сиськи, да потискать в подворотне. Но! Главное, чтобы сей героический поступок стал непременным достоянием общественности. Как демонстрация мужицкой доблести и неотразимой харизмы. И Олив в данной ситуации – лишь средство, но не цель.

Зрителю, уставшему от вторичности и однобокости «американских пирогов», «колледжей» и «переполохов в общаге», взгляд на обратную сторону медали пришелся по вкусу. Нет, мы и раньше догадывались, что соседка Люся, несмотря на свое стремление выглядеть как уличная проститутка, на самом деле таковой не является. Просто теперь тому появилось наглядное подтверждение. Оказывается, тугие корсеты, мини-юбки, высокие каблуки и прочие откровенные части женского гардероба – это лишь протест и способ самовыражения, а не призыв к немедленному вступлению в половой контакт. Кто бы сомневался.

В оригинальном названии фильма заложена весьма забавная игра слов, теряющаяся при переводе. «А» — высший балл в американской средней школе. И в то же время отсылка к краеугольному камню американской литературы, роману Натаниеля Готорна «Алая буква». Именно главной героине книги неразумно подражает Олив, расхаживая по школе с нашитой на груди буквой «А» (от слова адюльтер). Другое дело, что персонаж «Алой буквы» был вынужден делать это, а для Олив — это всего лишь игра на публику.

На киносайтах картина режиссера Уилла Глака фигурирует на стыке жанров мелодрамы и комедии, но предупреждаю заранее, комедией здесь и не пахло. Оно, возможно, издалека и выглядит все забавным, но создатели ленты явно не стараются рассмешить, достаточно скрупулезно копаясь в переживаниях главной героини. Это, кстати, тоже сыграло на руку фильму: в родном прокате выручка от проката «Отличницы» в семь с лишним раз превысила скромный 8-миллионный бюджет.

Пару слов об актерах. Очень порадовала своей игрой молоденькая Эмма Стоун, впервые появившаяся на большом экране в стебной комедии Грега Моттолы «SuperПерцы». С тех пор девчушка не столько подросла (на момент съемок «Отличницы» Стоун был всего 21, хотя все равно многовато для школьницы), сколько окрепла в профессиональном плане. Пока что в ее портфолио в большинстве своем комедии и мелодрамы, но у актрисы явно есть талант и хватка.

А вот родители ее в исполнении Стэнли Туччи и Патриции Кларксон как-то не впечатлили. Согласен, экранного времени им уделили с гулькин нос, но они, собственно, и не особо старались перетянуть на себя одеяло. Забавно, что в следующей своей работе, мелодраме «Секс по дружбе», Глак снова снял Кларксон, причем практически в том же амплуа – стареющая распутная мамашка главной героини. Один в  один. Как под кальку.

Характерный актер Томас Хейден Черч («Человек-паук 3») в роли учителя литературы свеж, но не многословен. Лиза Кудроу, знаменитая Фиби из сериала «Друзья», настолько за десять лет трансляции телешоу вжилась в этот образ, что в отрыве от него совершенно не воспринимается. Вплоть до отдельных жестов и характерной для ее сериального персонажа мимики. Что касается массы школьников, то, разумеется, из однородной толпы выделяется лишь Аманда Байнс (звезда мюзикла «Лак для волос»), и ей для этого были созданы все условия. А вот романтический идеал главной героини обладает на редкость незапоминающейся внешностью. Похоже, что на его месте мог оказаться любой, подходящий по возрасту и смазливости, актер.

Вердикт: тот самый случай, когда прикапываться не хочется, но и восторгаться особо нечем. Слишком ровное кино с предсказуемым хэппи-эндом, а потому и одноразовое. Единственный плюс – в оригинальном способе изложения материала. Но вся оригинальность ленты неминуемо тонет под тяжким грузом стандартных нравоучений и выводов.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий