Рецензия на фильм «Вечно молодой» (Forever Young, 1992)

“Who Wants to Live Forever” спела однажды легендарная рок-группа Queen устами своего лидера Фредди Меркьюри. Песня эта входила в состав саундтрека к известному фильму «Горец» про бессмертного шотландского воина и заставляла задуматься не столько о плюсах вечного существования, сколько об очевидных минусах. Впрочем, полемика о моральных и психологических нюансах бессмертия представляется мне «дележом шкуры неубитого медведя». Пока человек смертен, он будет стремиться продлить свою жизнь любыми средствами.

Особо остро вопрос сохранения человеческой жизни встал тогда, когда ученые смогли достаточно точно рассчитать расстояние до ближайших планет нашей Солнечной системы. Оказалось, что любое космическое путешествие рискует растянуться на многие века и даже тысячелетия, что, как известно, намного дольше срока, отмерянного нам на Земле. Еще в восемнадцатом веке, задолго до реальных полетов в космос и робких намеков о колонизации соседних планет, светлые головы пришли к умозаключению, что единственным способом продлить существование органической материи является ее глубокое охлаждение. И по сей день специалисты в области крионики и криобиологии пытаются усовершенствовать сей процесс, но, увы, разморозка пациента представляет собой гораздо большую проблему, нежели заморозка.

Тем не менее, в кинематографе и литературе криогенный сон уже давно стал обыденным явлением. Герои «Замороженного» с Луи де Фюнесом, «Разрушителя» с Сильвестром Сталлоне, «Звездных войн», «Чужих» и «Остина Пауэрса» с успехом проводят долгие годы в состоянии хладного полуфабриката, дабы затем очнуться к жизни и продолжить свои подвиги или отомстить заклятым врагам. Создатели американского фильма «Вечно молодой», режиссер Стив Майнер и сценарист Джей Джей Абрамс, решили отвлечься от космической тематики и поразмыслить над тем, чем могут закончиться подобные опасные опыты здесь, на Земле.

… В жизни летчика-испытателя Дэниела МакКормика (Мэл Гибсон) есть две безусловные страсти: рискованные кульбиты в воздухе и его девушка Хелен. Когда его давний друг Гарри Финли предлагает Дэниелу поучаствовать в опасном эксперименте по замораживанию человека, Дэниел понимает, что настал час признаться Хелен в своих чувствах. Однако судьба распорядилась иначе. Девушка попала под колеса грузовика, впала в кому и все мечты некогда счастливой пары пошли псу под хвост.

Надежды Дэниела на скорое выздоровление любимой не оправдались, и вскоре врачи отчитались в собственной беспомощности, переведя девушку в отделение для хроников. Не в силах терпеть ежедневные муки, капитан МакКормик принимает предложение своего ученого друга, надеясь, что через год, когда эксперимент закончится, Хелен пробудится к полноценной жизни. Но вмешались непредвиденные обстоятельства: в научной лаборатории случился пожар и в суматохе саркофаг с замороженным летчиком благополучно потерялся.

Прошло 53 года. Два юных сорванца, тайком пробравшиеся на армейский склад, случайно обнаруживают криогенную капсулу капитана МакКормика и ненароком пробуждают того к жизни. Очнувшись спустя полвека, Дэниел не сразу понимает, что проспал слишком долго и все, кого он когда-либо знал и любил, уже либо умерли, либо готовятся к этому. Отчаявшись убедить начальника военной базы в правдивости своих слов, Дэниел отправляется на самостоятельные поиски своего товарища Финли, дабы понять, почему его не разбудили вовремя…

Несмотря на свою фантастическую подоплеку, картина Стива Майнера больше тяготеет к мелодраме, нежели к приключенческому жанру. Майнер вообще режиссер разноплановый. До съемок «Вечно молодого» он успел поработать в жанре комедии («Свой в доску»), и в жанре фильмов ужасов (дебютом постановщика стала вторая часть знаменитой кинофраншизы «Пятница, 13-е»), а также успел прославиться любопытным фэнтезийным триллером «Чернокнижник». Однако его режиссерский стиль здесь чувствуется меньше всего, тогда как больше угадывается рука продюсера и сценариста ленты Абрамса, позднее использовавшего тот же самый набор схем и шаблонов в своих фантастических проектах «Звездный путь» и «Супер 8».

Лента вряд ли приглянется сегодняшнему избалованному любителю фантастики, ибо в ней нет ни масштабных спецэффектов, ни ураганных сцен действия. Отказавшись от глубокой проработки фантастической составляющей, авторы сконцентрировались на человеческом аспекте ситуации, пытаясь представить ощущения и переживания человека, невольно оказавшегося в будущем. К сожалению, создатели фильма не сумели грамотно распорядиться материалом и свели всю интригу к банальной мелодраме. Возможно, они не хотели слишком уж явно использовать наработки трилогии Земекиса «Назад в будущее». В то, что у Абрамса не хватило фантазии использовать богатейшие возможности собственного же сценария, как-то не верится.

Таким образом, картина у Майнера получилась типично голливудская. И если бы не эмоционально подкованный австралиец Мэл Гибсон, навострившийся страдать по утраченной любви после двух частей «Смертельного оружия», то вторая половина фильма могла целиком и полностью утонуть в романтическом угаре. Гибсон, слава Богу, выдержал и не дал ленте окончательно скатиться в розовые сопли.

Чем еще интересен «Вечно молодой»? Во-первых, присутствием актрисы Джейми Ли Кертис, которой отлично удалась роль одинокой матери-медсестры, приютившей в своем доме незнакомца Дэниела. Во-вторых, присутствием в кадре совсем еще юного Элайджы Вуда, более известного на планете Земля под именем Фродо Бэггинс. И, в общем-то, сразу становится ясно, что перед нами не просто очередной милый мальчик с большими голубыми глазами, а талантливый актер с большими перспективами на будущее.

Киноманам будет интересно увидеть в эпизодической роли темнокожего Джо Мортона, который почти точь-в-точь скопировал собственный образ ученого из вышедшего годом ранее «Терминатора 2». Правда, в «Вечно молодом» Мортон еще не успел изобрести ничего опасного для человечества, но явно намеревается это сделать.

Вердикт: вот так, из многообещающего сценария получилась ровная и не слишком выдающаяся, но, тем не менее, приглянувшаяся зрителю лента. В 1992 году «Вечно молодой» показал стабильные финансовые результаты. Конечно, далекие от показателей аналогичного по жанру «Инопланетянина» Спилберга, но и провалом картину Майнера тоже не назовешь. Вообще, в карьере режиссера эта работа официально считается самой успешной: ни до, ни после «Вечно молодого» Майнер больше не добивался признания столь широкой аудитории. А вот у Гибсона и Кертис, безусловно, есть и более достойные упоминания роли.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий