Рецензия на фильм «Вой» (The Howling, 1980)

У человека к волку давние претензии. Тут и пожеванная Красная Шапочка, и перепуганные до смерти семеро козлят, и даже чудом выживший (правда, ненадолго) Колобок. Невзлюбили мы волков. Достается серым хищникам от рода человеческого по первое число. Главное, что козлом отпущения выбрали не хитрую лису, не свирепого медведя и не какого-нибудь зловещего бурундука, а именно волка, тудыть его в качель. Одним словом, волчара позорный.

Вероятно из той же ненависти любимой сказкой на ночь является история скрещивания волка с человеком. Оборотни — лучшее оправдание нетерпимости к этим животным. Мало им овец и коз, подавай им облик человеческий, да нрав звериный. Последний преобладает в полнолуние, когда оборотень вылезает из тесных штанов, обрастает шерстью, отращивает плохой маникюр и жрет людишек почем зря.

В литературе и кино оборотни — вторые по популярности монстры после вампиров. Впервые кошмарное чудище объявилось на экране в 1913 году. В разное время в волчьей шкуре щеголяли: Стивен Ри («В компании волков», 1984), Джек Николсон («Волк», 1994), Майкл Джей Фокс («Волчонок», 1985), Дэвид Тьюлис («Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004), Бенисио дель Торо («Человек-волк», 2010) и другие известные лица. Но мы вспомним не их замечательные образы, а классический хоррор Джо Данте «Вой» (1980), считающийся по праву одним из самых удачных в своем жанре.

… В городе N (на самом деле это Лос-Анджелес) орудует неуловимый маньячина Эдди, терзающий своих жертв с особым цинизмом. Отважная телеведущая Карен Уайт предлагает полиции свои услуги в качестве подсадной утки. Убийца, оказывается, к ней неровно дышит и жаждет приватной встречи. Однако операция прошла не гладко: новоявленный Потрошитель успел перед смертью до чертиков напугать девушку, вследствие чего она немного съехала с глузда.

Уважаемый психиатр Джордж Вэггнер предлагает Карен пройти курс реабилитации в колонии таких же ослабших разумом товарищей, как и она. В поездке телеведущую сопровождает ее муж Билл. Люди в поселении оказались душевными, хоть и не без гусей улетевших. И если бы не ночные кошмары и странный протяжный вой, доносящийся из леса, Карен вполне могла бы окрепнуть душой и телом. Но больше всего ее беспокоит то, как местная секс-бомба Марша похотливо поглядывает на ее супруга.

Тем временем, коллеги Карен, Крис и Терри, начинают свое собственное журналистское расследование. Установив личность погибшего от рук полиции маньяка, они навещают его халупу, где обнаруживают крайне странные рисунки и вырезки из газет. Становится понятно, что Эдди Куист имел в голове очень жирных тараканов, а его увлеченность оборотнями и прочими мифическими страшилами откровенно пугает. Узнав, что Карен беспокоит таинственный лесной вой, сослуживцы бросаются ей на помощь и оказываются в компании самых настоящих вервольфов…

Впервые Голливуд узнал о существовании Джо Данте после выхода на экраны Америки фильма ужасов «Пираньи». Между прочим, сиквелом к этому жутику дебютировал в кино ни кто иной как Джеймс Кэмерон. Но не об этом речь. Жанр хоррора настолько увлек начинающего режиссера, что он решил попробовать свои силы в тематике, обсосанной до него десятки раз. Данте прекрасно сознавал, что тягаться с прошлыми наработками ему будет нелегко, поэтому сделал упор не только на количество оборотней в кадре, но и на качество их воплощения.

Для того чтобы поразить зрителя натуралистичностью превращения человека в волка, Данте пригласил в свою команду легендарного специалиста по гриму Рика Бейкера. Последний, хоть и значится в титрах, в последний момент ушел помогать Джону Лэндису в его «Американском оборотне в Лондоне» (обе картины вышли практически друг за другом). Его место занял Роб Боттин, не опозоривший честь мастера и создавший на экране поистине невероятное зрелище для начала восьмидесятых. Аудитория была шокирована и поражена, сколь зрелищно и эффектно сняты сцены трансформации человека в зверя. За эти заслуги «Вой» получил звание «Лучшего фильма ужасов» на ежегодной церемонии Сатурн, проводимой Академией фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.

Очевидно, что «Вой» выгодно отличается от других жутиков восьмидесятых, демонстрируя уверенную руку будущего автора «Гремлинов» и «Амазонок на Луне». Это сегодня при помощи компьютерных технологий можно нарисовать в два счета хоть волка, хоть жабу, хоть двухметрового синего гиганта. А в те времена создание столь шикарных спецэффектов требовало от специалистов невероятного усердия и таланта. Большинство конкурентов Данте по жанру обходилось малым, предпочитая заливать съемочную площадку кетчупом, нежели создавать изощренные и пугающие образы.

Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона. Актер Роберт Пикардо (маньяк-оборотень Эдди Куист) жаловался репортерам, что после учебы в Йеле и работы на Бродвее, его слегка напрягало участие в низкобюджетном голливудском ужастике, где ему приходилось ежедневно просиживать в кресле гримера по шесть часов. На что коллеги посоветовали ему в следующий раз пристальнее вчитываться в предлагаемые сценарии.

Но дело не только в визуальной привлекательности «Воя». Подобно своему коллеге Лэндису («Американский оборотень в Лондоне»), Данте отказался от классического голливудского хэппи-энда и снял ленту в жесткой, местами драматичной, манере. Именно поэтому его раннее творчество ассоциируется с лучшими работами таких мастеров, как Брайан Де Пальма и Джон Карпентер, которые тоже любили в финале надругаться над надеждой.

Не то чтобы сценарий блещет изобретательностью (в основе фильма одноименный роман Гэри Брэнднера), но и особых несуразностей в сюжете замечено не было. История достаточно примитивна и скупа в прорисовке характеров, что позволило авторам сфокусировать усилия на воссоздании атмосферы ужаса и психоза вокруг главной героини. Последнюю сыграла Ди Уоллес-Стоун, девушка, привыкшая к ахам-страхам (до этого она снималась у Уэса Крейвена в кошмаре «У холмов есть глаза», а чуть позже участвовала в экранизации кинговского «Куджо»). К слову, приставка Стоун в фамилии актрисы характеризует ее брачные отношения с актером Кристофером Стоуном, который (вот совпадение) сыграл ее супруга Билла в «Вое».

«Вой» является также родоначальником длинной серии картин, включающей семь официальных продолжений (с 1984 по 2011). Последним фильмом киносериала считается «Вой: Перерождение». Увы, начиная с сиквела, качество резко пошло на убыль, чем объясняется тот факт, что уже в 1995 году франшизу прикрыли. Интересно, что четвертая часть («Вой 4: Оригинальный кошмар») также являлась экранизацией книги Брэнднера. Многие отмечают, что создатель фильма Джон Хаф постарался максимально близко связать сюжет с текстом. Правда, это никак не помогло ему завоевать аудиторию.
Чем закончится история «Воя», пока неясно. В планах Голливуда реинкарнация этой франшизы не значится, а тематика успешно забивается отдельными постановками («Человек-волк») или смежными проектами («Ван Хельсинг», «Другой мир»). Нам остается лишь пересматривать классику, что, собственно, не самый худший вариант.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий