Рецензия на фильм “Дикая штучка» (Something Wild, 1986)

В жизни каждого настоящего мужчины должна быть одна сумасбродная ночь, одна развратная женщина без тормозов и одна драка не на жизнь, а на смерть. Это отнюдь не отменяет необходимости выращивания деревьев, сыновей и строительства дома. Скорее, является приятным бонусом к пресловутому стакану воды.

Противоположности притягиваются. Хорошие мальчики влюбляются в плохих девочек и наоборот. Одним не хватает приключений на пятую точку, у других их столько, что хочется поделиться с ближним. Иногда плюс на минус дает плюс. Как в фильме Джонатана Демме «Дикая штучка».

… Приличный белый воротничок Чарли Дригс, семьянин и свежеиспеченный вице-президент компании, любит пошалить. Например, «забывает» заплатить за бизнес-ланч. Такая мелкая, но бунтарская выходка. Которая, к тому же, становится поводом для приятного знакомства с симпатичной оторвой Лулу. Девушка предлагает подвезти Чарли до работы, однако заканчивается поездка в дешевом мотеле, где офисный работник нарушает клятву верности и проявляет чудеса изворотливости в разговоре со своим боссом.

На этом злоключения Чарли отнюдь не закончились. А вскоре выяснилась и истинная причина столь откровенного флирта шаловливой проказницы с неприметным «пиджаком». Дело в том, что Лулу, которая на самом деле Одри, хочет представить Чарли своей консервативной маме в качестве действующего супруга. Ее реальный муженек Рэй счастливо отбывает срок за ограбление, что вряд ли впечатлит мамочку. После короткого знакомства с родителями, «молодожены» отправляются покорять сельский клуб на встрече выпускников школы Одри.

И вот тут-то Чарли понимает, что встрял по самые помидоры. Когда на тусовке внезапно объявляется бывший супруг его сногсшибательной спутницы, вечер перестает быть томным. Рэй явно намерен вернуть себе расположение жены, тогда как Чарли, втюрившийся в Одри, явно переходит ему дорогу. После короткой потасовки, финансист утирает кровавые сопли, теряет остатки гордости и надежду на продолжение флирта. Однако Чарли – вовсе не подушечка для иголок. Ощутив прилив сил от вновь приобретенного чувства страсти, он бросается в погоню. Любовь – она такая дура…

Полнометражку Джонатана Демме на родине восприняли вяло. Как плевок в лицо общественной морали ее не расценили, благо, что бурной рекламной кампании лента не получила. Но с выводами, сделанными авторами, согласны не были. С каких пор Голливуд поощряет смену ориентиров в приоритетах среднего класса? Что теперь, бросить свои уютные, насиженные мягким местом, офисные кресла и броситься в омут разгула? Вот так посыл для подрастающего поколения Америки. Сначала попираются семейные ценности, потом выпивка за рулем и небезопасный секс. Так и до поножовщины дело дойдет. И таки дошло. И что это за фраза такая – «Лучше быть живым псом, чем мертвым львом»? Получается, по мнению создателей, молодой американский яппи, делающий карьеру и пестующий беременную жену невыразительной наружности (есть в картине такой персонаж) – дохлое животное?

Разумеется, Демме и не собирался заниматься воспитанием нации. «Дикая штучка» — это сумасбродная комедия с криминальным оттенком, но не руководство к действию. Персонажи фильма ведут себя именно так, как положено действовать вымышленным героям, не знающим законов реального мира. Демме исказил действительность, дабы дать возможность Чарли и Одри отдохнуть телом и душой, не вникая в скучные подробности материалистичного мира. Никто и не спорит, что от его картины попахивает неадекватностью и киноусловностью. Часто вы в жизни встречаете придурков, готовых бросить всё ради случайной знакомой и попытаться отбить ее у бывшего мужа-уголовника? Хотя безумные поступки свойственны всем отчаянно влюбленным сердцам.

Ограниченному успеху фильма у массового зрителя «поспособствовала» и жанровая неопределенность, и взрослый рейтинг, и непримелькавшиеся на экране лица актеров. «Дикая штучка» стартует как отвязная романтическая комедия, постепенно запутываясь в драму с явным криминальным оттенком. И под финал возвращается к мелодраме.

Что касается рейтинга, то возрастную планку ленте обеспечили обнаженная грудь (и прочие симпатичные места) Мелани Гриффит, а также неприемлемый для PG-13 (дети в сопровождении родителей) уровень насилия. Мелани в тот период как раз находилась в стадии поиска типажа и вариант «плохая девочка с добрым сердцем» ей подходил, как нельзя лучше. Чуть позже, в более ангажированной и крупнобюджетной мелодраме «Деловая девушка», где актриса сыграет в тройке с Харрисоном Фордом и Сигурни Уивер, мадмуазель Гриффит окончательно перейдет на «светлую сторону силы». А в 1986, особенно после шикарного триллера Де Пальмы «Подставное тело», ей еще можно было покуролесить в кадре и пофлиртовать со зрителем, не беспокоясь за собственную карьеру в кино.

Прекрасен в роли офисного планктона молодой Джефф Дэниэлс, морально окрепший после участия в «Пурпурной розе Каира» Вуди Аллена. Здесь он совсем не похож на своего самого популярного персонажа, Гарри из комедии «Тупой и еще тупее», хотя в паре моментов узнается его фирменный смех. Очень жаль, что Дэниелсу так и не удалось выбиться в люди. Потенциал у него был, но он таки предпочел статус мертвого льва, нежели резвой собаки.

Но главным событием ленты являются даже не голые груди будущей супруги Антонио Бандераса, и не неожиданная боевитость клерка, а блистательный в своей тревожности Рэй Лиотта. Вот уж действительно непредсказуемый типчик. Картина Демме стала для сериального актера великолепным дебютом в большом кино, после чего Лиотта начал пользоваться повышенным спросом в Голливуде. Разумеется, на ролях отъявленных мерзавцев. Поразительно, как человеку удается одним лишь взглядом и улыбкой излучать столько скрытой угрозы. Уже четыре года спустя актер достигнет пика своей карьеры, сыграв у Скорсезе в «Хороших парнях».

Вот такое у будущего оскаровского лауреата («Молчание ягнят») получилось неровное, но очаровательное кино. Не в традициях жанра, но за рамками оного. Как бы про любовь, но, скорее, про страсть и ее последствия. Этакий капиталистический вариант отечественной «Иронии судьбы». Только вместо бани здесь машина с откидным верхом, Чарли-Лукашин больше действует, чем говорит, а Рэй-Ипполит заходит в ванную комнату не чтобы помыться, а умереть. С Наденькой только не угадали совсем. Но это спишем на происки вечно загнивающего Запада.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий