Романтический блокбастер «Титаник» (Titanic, 1997) в 3D

15 апреля 2012 исполнилось ровно 100 лет с того дня, как дно Атлантического океана обогатилось еще одним продуктом человеческой жадности и глупости. Не прошло и пяти дней круиза, как роскошный лайнер «Титаник», выплывший из порта Саутгемптона (Англия), столкнулся с дрейфующим айсбергом и благополучно затонул спустя два с лишним часа.

Из более чем двух тысяч пассажиров и членов команды спаслось менее трети. Остальные либо утонули, либо погибли при крушении, либо замерзли на смерть в холодной океанской воде.

По этому поводу не писал лишь ленивый («Теперь уж газеты вас не забудут, мистер Исмей»). Учитывая, сколько на борту находилось знаменитостей и богатеев, огласку катастрофа получила самую широкую. Столь масштабное и, главное, неожиданное происшествие казалось в начале столетия чем-то неслыханным. Как оказалось, эта была лишь прелюдия к настоящим трагедиям XX века.

В кинематографе тематику «Титаника» подхватили на лету. В том же году был выпущен 10-минутный немой фильм, который, увы, до наших времен не сохранился. Посему официальным стартом художественных экранизаций трагедии можно считать итальянскую одноименную драму 1915 года. С ходом времени интерес не только не падал, но, скорее, рос в геометрической прогрессии. За 80-90-е годы прошлого века на сей сюжет было снято сразу 5 лент, включая легендарную киноэпопею Джеймса Кэмерона, 13 лет удерживавшую статус самого кассового фильма за всю историю кино.

… Кладоискатель и авантюрист Брок Ловетт (Билл Пэкстон), при содействии русских товарищей с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», шарит на дне Атлантического океана в тщетных поисках бриллианта «Сердце океана». Согласно имеющимся данным, ожерелье с драгоценным камнем было вывезено из Англии фабрикантом Хокли, но до пункта назначения не добралось, ибо затонуло в водах Атлантики вместе с полутора тысячами пассажиров печально известного «Титаника». Однако вместо заветного брюлика Ловетту посчастливилось выискать на покореженных останках лайнера сейф Хокли, где он обнаружил эротический рисунок некой дамы с означенным сокровищем на шее. Кладоискателю несказанно повезло: мадам не только пережила катастрофу и дожила до седых годов, но и самолично прибыла на «Келдыш», чтобы поведать свою историю.

Будучи молодой и аппетитной девушкой, Роза Дьюитт Бьюкейтер (Кейт Уинслет), в статусе невесты Хокли (Билли Зейн) стала одной из пассажирок «Титаника». Также как безродный и безработный, но чрезвычайно талантливый художник Джек Доусон (Леонардо ДиКаприо), выигравший в карты билет в свое последнее путешествие. Отчаявшись вырваться из тесных уз навязанного ей брака, Роза решает покинуть пределы судна, не дожидаясь прибытия в порт Нью-Йорка. Однако Джек спасает девушку от самоубийства и, несмотря на социальное неравенство, между молодыми людьми пробегает искра.

Трудно сказать, как закончилась бы история любви Розы и Джека, доставь их корабль до места назначения. Но катастрофа навсегда изменила жизнь этих двоих, как и всех остальных участников круиза…

В преддверии 100-летней годовщины крушения «Титаника», Джеймс Кэмерон выпустил свой фильм 15-летней давности в формате 3D. После первой части «Звездных войн» Джорджа Лукаса и диснеевского «Короля Льва», это уже третий шедевр былых лет, переконвертированный в новый формат. На вопрос журналистов о «какой-такой необходимости», режиссер отметил, что «считает «Титаник» тем самым фильмом, что способен вернуть аудиторию в кинотеатры». По мнению Кэмерона (что, кстати, подтверждается данным статистики), кино с каждым годом теряет зрителей в пользу цифровых носителей, домашних кинотеатров и Интернета. Домашнее 3D, несмотря на буйный расцвет, всё еще находится в той стадии, когда не может похвастаться масштабами и зрелищностью киноверсии.

Действительно, кому как не Кэмерону, создателю «Аватара» и идейному вдохновителю 3D-бума, положено показать всем дилетантам мастер-класс. И сделать это на примере «Титаника», второго фильма в истории Оскара, получившего 11 золотых статуэток – просто его обязанность. Тем более что все его коллеги и друзья уже, так или иначе, в объеме отметились. Лукас начал переделывать «Звездные войны», Спилберг снял «Тинтина», Джексон ваяет «Хоббита», а Земекис уже лет десять как не вылезает из трехмерных мультфильмов.

Джеймс Кэмерон, безусловно, талантливый кинодеятель, но и не менее предприимчивый продюсер. Трудно не согласиться, что его «Титаник» — это своего рода дань уважения «Унесенным ветром». Можно считать кощунством сравнение столь разных по масштабу произведений, но сняты они всё же по одному и тому же шаблону – «История любви на фоне глобальной катастрофы». Это не умаляет заслуг режиссера по созданию невероятно зрелищного фильма, как и не дает нам права осуждать его за то, что спустя полтора десятилетия он решил еще чуть-чуть «подоить корову». В конце концов, каждый зритель решает сам для себя, стоит ли ему тратить деньги на просмотр новой версии фильма.

Что там с пресловутым 3D? Признаемся честно, картинка не поразит бывалого завсегдатая трехмерных киносеансов, ибо «Титаник» не был изначально заточен под объемные спецэффекты, а, значит, заранее уступает современным картинам. Но Кэмерону таки удалось показать своим коллегам кузькину мать. Стопроцентного попадания «Аватара» он не достиг, но потратив на конвертацию ленты 60 недель и 18 миллионов долларов, доказал скептикам, что только он может не просто освежить картинку, но и вдохнуть новую жизнь в давно известное произведение.

На фоне совершенно унылых 3D-потуг Лукаса, «Титаник» сияет как новенький цент. Кэмерон принципиально отмечал в прессе, что никоим образом не кроил сам фильм, а лишь «улучшил его восприятие нынешним поколением зрителей». Хотя на мой субъективный взгляд трехмерность не прибавила «Титанику» почти ничего. В России, за две недели проката, это «почти» выразилось в 153 миллиона рублей кассовых сборов.

Общеизвестно, что «Титаник» изобилует всяческими ляпами, вроде электрических фонариков в руках офицеров или чайных пакетиков. Это отнюдь не мешает воспринимать картину, как нечто «огромное, сказочное и необычайно зрелищное». Пятнадцать лет спустя, после того, как в зале зажигается свет, мокрые девичьи лица – уже, скорее, исключение, чем правило. Многие успели ознакомиться с шедевром по телевизору или на DVD, да и мода на ДиКаприо уже давно прошла. И, тем не менее, фильм по-прежнему притягивает публику совершенным кинорядом, классическим сюжетом любви и настоящим блеском «Фабрики грез».

Отметим напоследок, что некоторые изменения все же не миновали русскую версию фильма. ДиКаприо и Уинслет дублируют другие актеры. В ухо сей факт особо не бросается, благо, что голоса подобрали похожие, но в паре мест замена становится очевидной.

1 Trackback / Pingback

  1. Триллер «Американский психопат» (American Psycho, 2000) | Кинозлодей.ру

Оставить комментарий