Сказка «Белоснежка: Месть гномов» (Mirror Mirror, 2012)

В году 2012-м одна и та же классическая история дважды вдохновила голливудский кинопром. Знаете, так бывает, идеи витают в воздухе, а потом совершенно «случайно» оседают в разных головах. Одни называют это божественным провидением (если подобный термин вообще можно применить к нынешнему кинематографу), другие – банальным плагиатом. Так или иначе, пока «Белоснежка и охотник» Руперта Сандерса только-только начала свой путь к освоению бюджетов, сказка индуса Тарсема Синха уже успела сплясать свою лебединую песню и выйти в тираж. То бишь, на DVD и прочие блю-реи.

Мастер, конечно, удивил. Буквально недавно мы с ужасом наблюдали прогулку по мясокомбинату в вульгарных одеждах («Война богов»). И тут, представьте себе, сказка. Причем, не просто какая-нибудь третьесортная выдумка современных горе-писак, а классический сюжет о Белоснежке и незабвенных семи гномах, коим в свое время прекрасно распорядился сам Уолт Дисней. Вы будете смеяться, но Синх, фигурирующий в титрах своего нового фильма одним лишь именем Тарсем, в кои-то веки не вылил на зрителя ушат крови. Рейтинг PG – это, фактически, плевок в душу поклонникам таланта индийского режиссера. Но даже этот жест мастер сумел совершить красиво и с визуальным шиком, присущим в сегодняшнем Голливуде только ему.

…Начало истории как бы всем известно. Злая колдунья охмурила доброго короля и ниспослала беднягу в трудный бой на погибель. На руках у теперь уже вдовствующей королевы осталось, собственно, королевство и небольшой атавизм в лице принцессы Белоснежки. Падчерицу злая мачеха откровенно недолюбливает и запирает в замке, дабы не будоражить электорат законной наследницей трона. Но время идет, девушка с годами только хорошеет, и даже ручное говорящее зеркало колдуньи постоянно талдычит, что скоро власть переменится и королеве придется ответить за былые грешки.

Катализатором же последующих событий стало явление ко двору заморского принца, которого на лесной дороге грабанули «гигантские гномы». Вид принца в одних рейтузах вызвал в стареющей матроне острый приступ шестого по счету свадебного переполоха. Но тут на сцену вышла Белоснежка и по законам жанра гость сразу же в нее втюрился. Учуяв, что вечер перестает быть томным, королева-мачеха решает устранить проблему путем высылки Белоснежки на ужин карманному монстру. Но верный камердинер, будучи человеком льстивым, но добродушным, оставляет девушку в живых.

Бедняжку подбирают в лесу гномы и после недолгих препирательств провозглашают своей атаманшей. Тем временем на носу процедура венчания и нехорошая женщина с короной на голове уже вовсю радуется новым богатствам и симпатичному мужу. Но, как говорится, не говори гоп, вылетит – не поймаешь. И в самый разгар празднеств ко двору является вся шобла-вобла во главе с окрутевшей Белоснежкой. И теперь уже не ясно, кто тут сиротка несчастная, а кто жертва злодейских интриг…

Тарсем Синх одним тапком замочил сразу две цели. Он и продюсерам угодил, перестав шокировать публику тоннами отрубленных конечностей и садо-мазо инсталляциями, и весьма тонко постебался над всем известной сказкой. Его присутствие в режиссерском кресле безошибочно угадывается лишь по эпатажным декорациям и костюмам, коими визуалист Синх славится на протяжении всей своей карьеры. В остальном же лента получилась непредсказуемо смешной, закономерно сказочной и ожидаемо красивой.

Стеб, между прочим, дело тонкое. Это вам не туловища об колено ломать. Тут надобно чувствовать грани. И у Синха вышел небольшой коллапс: он так филигранно обошелся со всем известной историей, что добрая половина зрителей юмор ситуации просто не поняла. Они-то, грешные, шли на сказку, а вместо этого получили пародию. Самое обидное, что ни слово «хрен» в кадре тысячами не растет, как в недавних «Храбрых перцем», ни массовых баталий «Властелина кольца» в кадре не наблюдается. Зато есть гномы на ходулях-гармошках, бровастая ака Леонид Ильич Белоснежка, туповатый, но прекрасный принц без конного транспорта и «красотка» Джулия Робертс в роли стервозной королевишны. Такой набор нестандартных ходов смутит кого угодно.

Безусловно, не все и не везде авторам удалось. Кое-где они таки угодили в собственные сети, перебрав с балаганом. Вот эти похлопывания шпагой по пятой точке и «щенячьи радости» заколдованного принца были совершенно лишними. Гномы, несмотря на свою аутентичность (все семь актеров – на самом деле карлики, а не уменьшенные компьютером копии стандартных людей), веселят лишь поначалу, а потом незаметно уходят на второй план и больше фонят, чем радуют глаз. Арми Хаммер, сыгравший у Финчера в «Социальной сети» сразу обоих близнецов, местами отчаянно переигрывает и лишь своей шаблонной красотой обязан сходству с принцем Чармингом из «Шрека». И лишь Лили Коллинз стопроцентно попадает в образ, вызывая умиление своей невинностью и обаянием. По сравнению с ней Кристен Стюарт в аналогичной ипостаси смотрится как бомж в трюфелях.

Что до Джулии Робертс, то, разумеется, актриса она авторитетная и на образе Эрин Брокович поднаторела мужикам бошки крутить. Может быть как женщина она и не вызывает у мужской части единодушного восхищения, но ее профессиональные качества вне всякой критики. Королева из нее вышла не хуже Хелен Бонэм Картер из позапрошлогодней «Алисы в стране чудес». В меру коварная, в меру женственно-несчастная и, само собой, властная стерва. Учитывая, что речь идет все-таки о пародии, то и поведение у нее соответствующее. И если дама бубен не сварила бульон, то это еще не повод обвинять характерную исполнительницу в непонимании образа. Опять же, не всем тонкие шутки попадают в мозг. Некоторым для гогота просто необходим более прямолинейный посыл, вроде спермы в пиве или объятий с «белым другом».

Как вы понимаете из всего вышесказанного, «Белоснежка: Месть гномов» (Mirror Mirror), что с оригинала можно перевести как «Свет мой зеркальце, скажи…», угодила далеко не всем. Некоторые критики и вовсе расписались в собственной несостоятельности, обвинив Синха в жонглировании жанрами и непонимании сути экранизации. Комедию абсурда резко записали в маразмы, а финальную песню, неожиданно облагородившую титры болливудскими мотивами, вообще большинство приняло за издевку. Мол, братья Гримм о таком карнавале и не мечтали, когда выдумывали свою Белоснежку. То есть, танцы и песни в душепищательной драме «Миллионер из трущоб» всеми воспринимаются как должное, а Синх, значится, ударил по живому. Мелодия, кстати, запоминающаяся и заводная, недаром там вся королевская рать двигается в ритм. Но, опять же, не всем удалось этот финальный аккорд прочувствовать по существу.

Некоторые читатели, дойдя до этих строк, могут возмутиться тем, что, мол, автор слишком большого мнения о себе. Но дело не в этом. Проблема картины Синха — это фатальная ошибка маркетологов. Тех же «Храбрых сердцем» сразу же преподнесли как «несносную комедию в исторических интерьерах», а от «сумеречной» «Красной шапочки» за версту несло гламуром. В случае с «Белоснежкой» зритель шел на тэги «фэнтези, приключения и комедия», а в итоге получил пародийный стеб. И по выходу из кинозала бросился писать обидные пасквили. И вовсе зря, должен сказать. Фильм-то вышел замечательный: ироничный, легкий и совсем не шаблонный.

3 Comments

  1. «По сравнению с ней Кристен Стюарт в аналогичной ипостаси смотрится как бомж в трюфелях». 😀 Короче, «Белоснежка и охотник» лучше.

  2. Не знаю, с «охотником» еще не видел. Но в «лучшести» есть ожидаемые сомнения.

  3. Там ради одной королевы стоило в кино идти. Обожаю Равенну (Шарлиз Терон) — обсидиановая армия, смола и вороны… *_*

Оставить комментарий