Кристофер Нолан

Кристофер Нолан. Энтузиаст на страже кинопорядка

Кристофер Нолан. Ежегодно в мировом кинематографе дебютирует несколько сотен режиссеров. Студенты киновузов, бывшие актеры, операторы и сценаристы, а также простые энтузиасты. Лишь пара-тройка десятков из них смогут добиться относительного успеха, получив одобрение закрытых киносборищ или же престижных кинофестивалей. И только единицы сумеют впоследствии стать настоящими мастерами.

Правила для всех одни, но стартовые возможности разные. Побеждают, как правило, мечтатели, такие как Спилберг, Земекис, Лукас, Кэмерон, Тарантино, Финчер. Люди, сызмальства бредившие кино, бегавшие наперевес с камерой и снимавшие все, что движется. Эти люди с детства впитывали в себя кинопроцесс, не позволяя злопыхателям отвлечь их от мечты. Таким был и юный Кристофер Джонатан Джеймс Нолан, уроженец Туманного Альбиона, коему 30 июля 2012 стукнуло 42 года. И сегодня мало кто сомневается, что Нолан достоин быть упомянутым наравне с лучшими голливудскими режиссерами современности.

Рожденный в семье англичанина и стюардессы из Америки, Кристофер Нолан до сих пор путешествует сразу с двумя паспортами, благо, что и гражданство у него двойное. Сам Нолан не раз признавался, что впитал в себя лучшее из двух культур, и до сих пор не уверен, какой страны в нем больше. По крайней мере, сам режиссер постоянно сбивается то на британский, то на американский акцент. Хотя изучал в университете именно английскую литературу.

История гласит, что свое решение стать кинематографистом семилетний Кристофер принял после просмотра «Звездных войн». Правда, будучи уже в сознательном возрасте и на пике славы, он признавался журналистам, что является большим фанатом творчества Стэнли Кубрика и Ридли Скотта. Неслучайно, что в числе его любимых картин, наравне с «Лоуренсом Аравийским» и «Китайским кварталом» значатся «2001: Космическая одиссея» и «Бегущий по лезвию». Влияние этих шедевров на фильмы Нолана велико и различимо без особых трудов. Но начинал режиссер отнюдь не с жанра фантастики (деньги в то время Нолану доставались нелегко), а с более бюджетного жанра криминального триллера.

А началось все с шести тысяч долларов, которые Кристофер Нолан вложил в собственный сценарий. Лента называлась «Преследование» (1998) и, разумеется, была снята по принципу «с миру по нитке». В главных ролях – друзья или полупрофессионалы, остальная же работа неравномерно распределялась между самим Кристофером и его женой Эммой Томас, верившей в талант супруга с первых его робких шагов.

Нолан не только самолично снял «Преследование» в качестве оператора, но и монтировал конечный вариант. С долларами было туго, поэтому каждый дубль ценился на вес золота. Но старания окупились сторицей: картину заметили на фестивале в Сан-Франциско, а затем даже выкупили по бросовой цене для ограниченного показа. Не столько Нолан был рад прокату «Преследования», сколько тому, что благодаря этому ему удалось собрать несколько млн. долл. для своей следующей работы. И после выхода «Помни», режиссер, что называется, проснулся знаменитым.

За основу «Помни» Кристофер Нолан взял рассказ своего младшего брата Джонатана «Memento Mori». Учитывая, что сам текст был опубликован после выхода фильма в прокат, сценарий получил статус оригинального и именно в таком виде был номинирован на целую кучу престижных наград, начиная с Санденса и Сатурна и заканчивая Золотым Глобусом и Оскаром. Лента с бюджетом всего 9 млн. долл. собрала в мире почти 40 и довольно быстро обрела культовый статус, укрепив позиции Нолана и добавив в ряды австралийских звезд Голливуда новое имя – Гай Пирс.

В чем, собственно, основная фишка «Помни»? Рассказ о главном герое перевернут с ног на голову, что связано с неспособностью Леонарда (Пирс) формировать долгосрочную память. Вооруженный фотоаппаратом «Полароид» и весь исписанный татуировками-памятками, Леонард восстанавливает свою жизнь по кусочкам, заглядывая все глубже в прошлое. Будучи жестким криминальным триллером, совсем непохожим на стебный стиль тарантиновского «Криминального чтива», «Помни» завораживает и запутывает зрителя с самого начала. На официальном DVD даже есть возможность посмотреть ленту в «нормальном» хронологическом порядке.

Следующая работа считается самой слабой в карьере режиссера. Оно и понятно, ибо соблазнившись предложением продюсеров, Нолан неожиданно взялся за ремейк норвежского триллера «Бессонница». Кристофер не смог отказаться от шанса поработать с такими звездами как Аль Пачино и Робин Уильямс. На том этапе сотрудничество с легендами американского кинематографа было для него недостижимой мечтой, а посему Кристофер Нолан обменял свободу действий на щедрый бюджет и жесткий контроль.

Картина вышла профессиональной, добротной, но совершенно не в нолановском стиле. Впрочем, на тот момент даже такого понятия еще не существовало. Поклонники «Помни» ждали от постановщика новых загадочных и изобретательных работ, а получили мейнстримовый продукт. Тем не менее, «Бессонница» — только для Нолана считается неудачей. В целом триллер очень приличный, а дуэт Пачино и Уильямса – выше всех похвал.

Следующим фильмом Нолана мог бы быть рассказ о знаменитом эксцентричном миллионере Ховарде Хьюзе. Кристофер был одержим идеей снять биографию Хьюза и даже написал сценарий будущей картины, но узнав, что аналогичным делом занят мэтр Мартин Скорсезе, отказался от своей затеи и переключился на новый виток приключений о Бэтмене. Интересно, что в своей последней ленте, «Темный рыцарь: Возрождение легенды», Нолан успел сравнить главного героя (миллионер Брюс Уэйн в исполнении Кристиана Бэйла) с затворником, явно ссылаясь на реальные факты жизни Хьюза.

Комикс о Бэтмене стал для Нолана «предложением, от которого нельзя отказаться». После того как франшиза Тима Бертона захлебнулась в неудачных сиквелах, сменив у руля нескольких актеров (Китон, Килмер, Клуни), студия Warner Bros. решила реанимировать комикс. И выбор, после долгих переговоров продюсера Дэвида С. Гойера («Блэйд») и боссов Warner, остановился на относительно неизвестном широкой публике режиссере. Новая версия приключений супермена в костюме летучей мыши вышла под заголовком «Бэтмен: Начало» в 2005 году и незамедлительно стала кинохитом года. Более того, критики и зрители однозначно оценили ленту Нолана выше, нежели чем все предыдущие попытки экранизаций, включая и знаменитого «Бэтмена» Бертона с участием Майкла Китона, Джека Николсона и Ким Бэсингер.

Вместе с Бэтменом в карьере Нолана начался новый период, ознаменовавший появление в Голливуде еще одного режиссера, способного перевернуть сознание аудитории.

Трилогия всегда являлась в кинематографе своеобразным шиком, недоступным простым смертным. Позволить себе три раза подряд входить в одну и ту же воду могли только самые удачливые или упертые постановщики. Опять же, многое зависело от результатов первого фильма, ибо ни один вменяемый продюсер не будет спонсировать провальную франшизу.

Примером удачных трилогий можно считать «Звездные войны» Лукаса, «Индиану Джонса» Спилберга», «Назад в будущее» Земекиса, «Смертельное оружие» Доннера и, разумеется, «Крестного отца» и «Властелина колец». Посему, когда на экраны вышел комикс Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало», мало кто сомневался, что «начало» в заголовке стоит только для красного словца. Впрочем, сам режиссер затаился и не спешил радовать новостями о грядущем сиквеле.

Первые новости о возможном продолжении начали наводнять СМИ и Интернет летом 2006 года. Тогда стало известно, что в сюжете вновь появится злейший враг Бэтмена, Джокер. Сыграть последнего пригласили молодого талантливого актера Хита Лэджера. Новость не слишком ободряющая, ибо мало кто верил, что Лэджер способен переиграть самого Джека Николсона.

Однако пока съемки «Темного рыцаря» были только в планах, Нолан решил немного отдохнуть от комиксов. 17 октября 2006 он представил на суд публики свое новое творение – изобретательный триллер о двух конкурирующих меж собой фокусниках конца XIX века. Главные роли в фильме исполнили Хью Джекман (и снова, после Гая Пирса и Хита Лэджера, привет Австралии!) и Кристиан Бэйл. Последний, как и легендарный Майкл Кейн, прямиком скакнул в «Престиж» из «Бэтмена». Помимо них в ленте засветились такие заметные лица, как Скарлетт Йоханссон, Энди Серкис (он же Голлум) и певец Дэвид Боуи.

«Престиж», без сомнения, великолепное зрелище, в полной мере демонстрирующее фирменный стиль режиссера. Известно, что романом Кристофера Приста был крайне заинтересован Сэм Мэндес, автор «Красоты по-американски», но сам писатель настоял на кандидатуре Нолана. Магическая, мистическая, мрачная и невероятно завораживающая история соперничества двух талантливых иллюзионистов стала для Нолана идеальным материалом. Режиссер сумел не только передать дух книги (хотя многие сюжетные ходы были сознательно убраны), но вновь подтвердить свою славу изощренного интригана, умеющего до самого конца держать зрителя в напряжении.

Закономерно, что «Престиж» заработал в мировом прокате более 100 млн. долл., а также был номинирован на Оскара, правда, только за костюмы и декорации. Гораздо важнее, что лента полюбилась зрителям и сегодня занимает почетное место в первой сотне лучших картин по мнению пользователей IMDb.

Но массы требовали продолжения похождений Бэтмена. Кристофер Нолан тщательно скрывал подробности съемок «Темного рыцаря», боясь, что ключевые моменты ленты могут просочиться в прессу и всемирную паутину задолго до премьеры. Проект даже получил фальшивое название «Первый поцелуй Рори» (по имени сына режиссера), но фанатов обмануть было нелегко. «Темный рыцарь» обрастал слухами и к моменту его выхода на экраны мира 14 июля 2008 ажиотаж вокруг сиквела вырос настолько, что картина моментально установила сразу несколько рекордов посещаемости и кассовых сборов.

На сегодняшний день «Темный рыцарь», занимающий место в списке лучших аккурат между третьим «Властелином колец» и «Списком Шиндлера», считается вершиной творчества режиссера. Здесь сложилось все: и великолепные спецэффекты, и философско-эпический стиль повествования, и узнаваемый бренд Бэтмена, и великолепные актерские работы. Дополнительным стимулом для просмотра ленты стала и трагическая смерть в январе 2008 Хита Лэджера, чей Джокер однозначно является одним из самых ярких и харизматичных злодеев за всю историю американского кинематографа. Увы, свой заслуженный Оскар Лэджер получил посмертно.

Миллиард, заработанный «Темным рыцарем», стал поводом для двух событий. Во-первых, теперь Кристофер Нолан мог позволить себе что угодно. Он мог пригласить в свой следующий фильм любое количество звезд. Он также мог снимать кино на своих условиях, не будучи контролируемым свыше. Во-вторых, успех сиквела однозначно предрекал постановщику работу на третьим, заключительным фильмом. Однако Нолан не спешил лезть в бутылку и предпринял попытку уйти от ответственности, взяв таймаут.

Разумеется, речь шла не об отдыхе, а о съемках другого, не связанного с Бэтменом, фильма. Таковым в планах Нолана значился проект «Начало», за постановку которого киностудия Warner Bros. щедро пообещала Кристоферу семизначную цифру.

Добавить комментарий