Триллер «Серебряная пуля» (Silver Bullet, 1985)

Если задаться целью составления рейтинга киношных монстров, то оборотни окажутся в самом низу списка. Они, без сомнения, проигрывают по популярности и частоте появления на экране таким страшилкам, как вампиры, зомби, маньяки-убийцы и призраки. Человек в облике волка почему-то пугает аудиторию меньше, нежели ночной кровосос, ходячий мертвец или Фредди «Лицо-пицца» Крюгер.

Впрочем, классика жанра ужасов знавала удачные реализации историй про вервольфов. Это и «Американский оборотень в Лондоне», и киносериал «Вой», и драма «Волк» с участием великолепного Джека Николсона. Что и говорить, даже в унылых «Сумерках» эпизоды, в которых фигурируют мохнатые убийцы, являются самыми зрелищными. Особенно на фоне опозорившихся вампиров. Да и в новейшей франшизе «Другой мир» ликантропы играют не последнюю роль.

Стивен Кинг тоже сию тематику как-то в своем творчестве не жалует. Знаменитый создатель хорроров лишь однажды, по заказу издательства, решил написать серию коротких рассказов об оборотнях, однако в процессе устал и выбился из графика. В результате рассказы превратились в полноценный роман, правда, один из самых «худых» в библиографии писателя. Книга под названием «Цикл оборотня» вышла в свет в 1983 году, аккурат между «Кладбищем домашних животных» и «Талисманом». А уже два года спустя дебютанту Дэниэлу Эттиэсу поручили экранизировать роман, который в киноформате получил название «Серебряная пуля».

… Жуткие вещи творятся в тихом американском городке. Какая-то сволочь повадилась местных жителей не просто убивать, а разрывать на клочки, оставляя местному шерифу обширное поле для деятельности. Поначалу граждане не спешили впадать в панику. Ну заснул местный пьяница в позе Анны Карениной на рельсах. Ну забрался кто-то в спальню беременной и научил несчастную, как правильно совершать суицид. Но затем жертвой рук (или мохнатых лап?) неизвестного изверга стал ни в чем неповинный мальчик. И тут-то общественность взбунтовалась, схватилась за охотничьи ружья и в предвкушении славной охоты отправилась в ночной лес.

Однако таинственный убийца оказался не только кровожадной, но и хитрой бестией. Подкараулив своих преследователей в укромном уголке чащи, он перешел в нападение. После чего оставшиеся в живых поспешили покинуть лес, а затем и город. Тем же, кому уезжать было некуда, трусливо спрятались в своих домах, уповая на удачу и надежные замки.

В центре этих событий – очаровательный мальчуган Марти, коего судьба «наградила» параличом на нижнюю часть туловища. Марти рассекает по опустевшему городу на своем инвалидном кресле с турбиной, подаренном родным дядей Рэдом, пока случайно не натыкается на всамделишного оборотня. Та встреча закончилась для мальчика удачно: метким попаданием фейерверка он выбил монстру левый глаз. Однако его рассказам с трудом верит старшая сестра, а дядя Рэд и вовсе настроен скептически. Оборотень же, раненый и обозленный, ждет полнолуния, чтобы отомстить…

Критики разорвали «Серебряную пулю» в клочья, подобно тому, как обращается со своими жертвами главный злодей этой экранизации. Сам Кинг прореагировал на очередную неудачу сдержанно, благо, что «Цикл оборотня» никогда не числился в списке его лучших произведений. Что и говорить, даже продюсер ленты, легендарный Дино де Лаурентис был недоволен полученным результатом. Особенно ему не понравился оборотень, чьи движения и пластика совершенно не соответствовали задуманному образу. Впрочем, итальянец тут мог пенять только на себя. Если бы он пригласил специалиста уровня Роба Боттина, занимавшегося спецэффектами в ленте «Вой», он мог бы рассчитывать на принципиально другой и более достоверный кошмар. А так – по Сеньке и шапка.

Честно признаюсь, меня при просмотре дилетантский уровень визуализации раздражал меньше всего. Картина смотрится на одном дыхании, правда, при условии, что вы видели ее раньше, в детстве или отрочестве. Срабатывает эффект ностальгии по ужастикам восьмидесятых, в коих крови и кишок было намного меньше, а саспенса и эмоций – больше. Возможно, стань у руля проекта Дон Коскарелли, создатель знаменитого «Фантазма», и фильм мог получиться совершенно иным. Однако Дон не нашел согласия в спорах со стариком Лаурентисом и на работу взяли полнейшего новичка Эттиэса.

Разумеется, как и любой роман Кинга, «Цикл оборотня» в процессе экранизации получился сильно сжатым в событиях и героях. Большую часть второстепенных персонажей и событий авторы фильма оставили на обочине, скомкав сюжет до генеральной линии с Марти и его противостоянием оборотню. Посему многие причинно-следственные связи канули в лету и мы вынуждены воспринимать многие факты как данность. Типичная беда всех экранизаций.

За семь миллионов крупных звезд не пригласишь, посему кастинг фильма шикарным не назовешь. Впрочем, кому как. Мне было приятно снова взглянуть на старину Гэри Бьюзи (Дядя Рэд) в самом расцвете сил. Бьюзи никогда звездой не был и чаще всего изображал конкретных мерзавцев, по типу мистера Джошуа в знаменитом «Смертельном оружии». Приятно, что в кои-то веки актеру досталась положительная роль этакого раздолбайского дядюшки-алкоголика, который помогает своему племяннику справиться с мифическим монстром.

Марти сыграл начинающий и тогда еще малоизвестный мальчик Кори Хэйм, позднее ставший звездой таких культовых молодежных картин восьмидесятых как «Пропащие ребята» и «Водительские права». Уже здесь видно, что у юного актера большой потенциал, тем более что Хэйму приходилось изображать инвалида. Печально, что Кори не сумел справиться с той славой, что настигла его в юном возрасте. Наркотическая зависимость преследовала его всю жизнь, а в марте 2010 года актера не стало.

Отметим также присутствие в кадре двух исполнителей, которым впоследствии суждено было сняться в легендарных телесериалах. Это Эверет МакГилл, работавший с самим Дэвидом Линчем в шедевре телевизионного жанра «Твин Пикс», а также Терри О’Куинн – знаменитый Джон Лок из фантастического сериала «Остаться в живых». Знакомые лица предстанут здесь совсем в иной ипостаси, а уж персонаж МакГилла и вовсе удивит.

Известный чикагский кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на «Серебряную пулю» призвал зрителя не закидывать картину тухлыми помидорами, ибо, как выразился выдающийся режиссер и комедиант Мел Брукс «Фильм так вульгарен, что вышел за рамки вульгарности. Чтобы стать самой забавной и вдохновенной пародией на экранизации Кинга». Фильм действительно совсем не страшный и в какой-то мере детский, напоминающий очередной эпизод «Баек из склепа». Однако это не меняет сути – для большинства поклонников творчества Кинга эта лента навсегда останется классикой эпохи VHS.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий