золотая мина фильм 1978

Советские детективы Евгения Татарского

Буквально на днях в СМИ промелькнула новость о том, что «наше все» Федя Бондарчук взялся на восстановление киностудии «Ленфильм». Славной, между прочим, студии, в свое время подарившей нам и зрителям капиталистических стран такие шедевры, как «Чапаев», «Небесный тихоход», «Республика ШКИД», «Белое солнце пустыни», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и «Особенности национальной охоты».

Но не об этих в разной степени замечательных фильмах сейчас пойдет речь, а о некоторых работах известного питерского режиссера Евгения Татарского, украсившего своим талантом и без того именитый «Ленфильм».

Вы будете удивлены, но будущий мастер криминального жанра своей дипломной работой обязан «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского. Нет, это не знаменитое «Где это видано, где это слыхано», а действительно почти детективная история под названием «Пожар во флигеле». Короткометражный фильм, по всей видимости, устроил комиссию. И Татарскому включили зеленый свет.

Его первым заметным фильмом стала небезызвестная «Золотая мина» — двухсерийный советский боевик о том, как злостный рецидивист, бежавший из тюрьмы, пытается тайком раскопать собственноручно закопанный клад с награбленным. И здесь мы впервые сталкивается с фирменным подчерком Татарского, который умело раскручивает детективную историю с множеством персонажей, так или иначе связанных друг с другом. Как обычно, лента была создана «по заказу министерства», следовательно была предельно политкорректной и правильной до мозга костей. Что не помешало «Золотой мине», дебютировавшей на советском ТВ 24 июня 1978 года стать телехитом сезона.

На момент съемок картины Татарскому было уже 39, ведь в кино он пришел относительно поздно. Может быть поэтому главную роль он доверил не своему ровеснику Евгению Киндинову, а маститому актеру Михаилу Глузскому. Что весьма характерно для большинства работ режиссера, где ведущий сыщик – умудренный опытом и знаниями человеческой натуры ветеран. Впрочем, Глузский, хоть и ведет за собой дело, все же в экшне занимает место второстепенное. Широкоплечий и рослый Киндинов, хоть и не похож внешне на супергероя, уверенно справляется как с рутиной сыска, так и с редкими, но меткими сценами действия.

Что самое интересное – злодея в «Золотой мине» поручили Олегу Далю, актеру с необычайной харизмой и обаянием. Даль, как водится, в любом образе был совершенен и неповторим, будь то милый дурачок Иванушка, хлюпик-любовник в гайдаевском «Не может быть» или уголовник с холодным, пронзительным взглядом в «Золотой мине». К слову, исполнитель и постановщик быстро нашли общий язык, и очень скоро порадовали нас совместной работой – интеллектуально-изысканным и обаятельным ретро-детективом «Приключения принца Флоризеля», где Даль уже сыграл совсем иную и бесспорно одну из лучших своих ролей.

В 1981 году, после кратковременного возвращения в детский жанр (лента «Лялька Руслан и его друг Санька») Татарский вновь возвращается к излюбленной тематике, однако на этот раз заказ министерства требовал возвращения к истокам. Посему фильм «Без видимых причин» рассказывает о событиях давно минувших, но еще памятных дней Гражданской войны, когда бравые красноармейцы «лечили» отчизну от белогвардейщины. Само собой, красные начинают и выигрывают и в этом плане интриги ноль, но снова Татарский и его сценарист Сергей Александров («Прощальная гастроль «Артиста») лихо закручивают сюжет, каждые пять минут меняя правила игры.

Опять же ведущие роли поделены между авторитетным Эрнстом Романовым и ровесником режиссера – актером Львом Прыгуновым. Киндинов здесь тоже засветился, но уже как отрицательный персонаж, как, кстати, и во «Флоризеле».

«Без видимых причин» вышла на волне интереса к тематике Гражданской войны, аккурат после громогласной премьеры двух первых частей долгоиграющего киносериала «Государственная граница». В нашем случае дело происходит в 1921 году, в небольшом городке, где помимо стандартных развлечений вроде театра самодеятельности имеется тюрьма строгого режима для «белой контры». Ее начальник Камчатов (Романов) вынужден управляться с постоянно растущим контингентом, да еще по мере сил отбиваться от банды есаула Мещерякова, выполняющего набеги из лесу. А тут еще как назло приходит телеграмма, сообщающая о появлении в городе матерого контрразведчика Овчинникова.

Фильм получился коротким, но зрелищным. Особенно любителей жанра порадует залихватски используемая «теория заговора», когда чуть ли не каждый персонаж играет в «фантомаса». Одна из первых ролей будущего гардемарина Шевелькова будет краткой, но яркой, тогда как Михаил Кононов успел полюбиться зрителям в «Большой перемене», а красавица Ирина Алферова – в советской экранизации «Трех мушкетеров». Да, лица все знакомые. Взять того же Игоря Дмитриева, который вновь после «Золотой мины», где он сыграл нечистого на руку пластического хирурга, появляется в небольшой, но запоминающейся роли театрального режиссера.

Вслед за этим в работе Татарского следует трехлетний перерыв, после чего он выпускает на отечественный телеэкран трехсерийный детектив «Колье Шарлотты» по мотивам романа Анатолия Ромова «Таможенный досмотр». Несмотря на легко узнаваемую манеру и стиль, данная работа, можно смело сказать, является одной из самых слабых и незрелищных в фильмографии режиссера. Может потому, что для экранизации был выбран не совсем (точнее, совсем не) динамичный сюжет, а может Татарский устал повторяться и работал без особого энтузиазма.

Добавить комментарий