Фильм ужасов «Повелитель кукол 3: Месть Тулона» (Puppet Master III: Toulon’s Revenge, 1991)

В американском кино принято бить лежачего до тех пор, пока рука не устанет. А посему любая более-менее достойная идея разрабатывается до момента, когда очередной киноопус уже не в состоянии окупить затраты на свое создание. Ну, или прибыли перестают удовлетворять запросы алчных продюсеров.

Чаще всего такая экстенсивная тактика выработки золотой жилы встречается в жанрах боевиков и фильмов ужасов. Оно и понятно, драма предполагает плохой конец, а бесконечно плакать никому не хочется. Шутки на одну и ту же тему тоже утомляют, так что комедии, за редким исключением («Полицейская академия»), усиленному тиражированию не подлежат. С жутиками намного проще – злодей раз за разом воскресает из мертвых, либо его дело продолжают потомки, друзья, а то и случайные подражатели. Иногда авторы и вовсе клепают сиквелы безо всякой оглядки на прошлое. Так вышло с третьим фильмом долгоиграющего киносериала «Повелитель кукол», вышедшим на видео в 1991-м.

… Год 1941-й, Берлин. Доктор Хесс под чутким присмотром то ли гестаповца, то ли эсэсовца майора Крауса выполняет ответственное поручение самого фюрера – оживляет оккультными способами мертвецов. Точнее, пытается оживлять, ибо ни черта у нашего доктора не выходит. Его подопечные способны максимум на несколько минут ожесточенных конвульсий, а такие солдаты рейху, само собой, ни туда, ни в Красную армию. Начальство в лице армейского генерала Мюллера недовольно результатами опытов Хесса, но пока бюджетные деньги не распилены, продолжает прикрывать его никчемную задницу перед вышестоящими чинами.

Тем временем в городе объявляется странствующий кукольник Андре Тулон, чьи создания, на удивление детишкам и взрослым, способны двигаться безо всяких ниточек. Побывавший на одном из представлений Тулона лейтенант Эрик Штайн пробует выяснить секрет сказочника, но потерпев фиаско, стучит Хессу и Краусу. Те, в свою очередь, без лишних церемоний наведываются к Тулону, убивают его жену, забирают кукол, а самого Андре сажают в кутузку.

Озлобленный на нацистов кукольник совершает побег и клянется страшно отомстить за смерть любимой. Выкрав у врагов часть ее плоти, он создает новую куклу. Теперь Эльза, а также ковбой с шестью руками и стволами, «буравчик», Джестер и Булавочная головка, могутный мужик в свитере с огромными руками и крошечной башкой, устраивают фашистам «аллес гемахт». Сначала они убивают любопытного дятла Штайна, затем добираются до любвеобильного старикана Мюллера. На очереди – пытливый доктор Хесс и мерзкий негодяй Краус, хотя с последним справиться будет не просто…

Никого из зрителей не смутил тот факт, что Тулон дожил до третьей части франшизы. Это, несмотря на то, что по сюжету самой первой части кукольник-мистик совершил самоубийство в отеле «Бодега Бэй» за два года до событий триквела. Авторы этот факт тупо проигнорировали, хотя никто им не мешал соблюсти правила и перенести сюжет на более ранний период. Да хоть в год 1492 от Рождества Христова, никто бы и ухом не повел.

Сценарий третьей части представляет собой предысторию к двум первым фильмам, вышедшим в 1989 и 1991 годах соответственно. Да, вы не ошиблись, «Повелитель кукол 2» и «Повелитель кукол 3» появились на видео в одном и том же году. Что не удивительно, ибо суммарный бюджет обеих картин составил смехотворные, даже по меркам жанра, полтора млн. долл. Они бы и еще сварганили, благо, что в финале зрителю предложили дождаться продолжения, но почему-то четвертая часть вышла только в 1993-м.

Очевидным преимуществом третьего «Повелителя кукол» является более-менее связное повествование. Наконец-то зритель узнает о происхождении кукол. Оказывается, что все представленные в коллекции Тулона марионетки – его бывшие друзья, пожелавшие продолжить жизнь после смерти. Собственно, на этом и строится противостояние Тулона и его бездушного, следовательно, обреченного на провал, коллеги Хесса. Впрочем, кто тут главный мерзавец, еще неясно, ибо как раз Хесс, пускай и слепо работающий на Гитлера, и мухи-то не обидел. А вот подопечные Тулона по ходу фильма порешили кучу народа.

К сюжету фильма особых претензий нет: он прост, как хозяйственное мыло, но в своей убогой линейности и предсказуемости куда лучше, нежели «полет фантазии» в предыдущих частях. А вот в остальном команда режиссера Дэвида ДеКото проявила ужасающую масштабами бездарность. Оно понятно, что никто не ждет каких-либо просветлений от ленты, в силу своей малобюджетности и безыскусности  минующей кинотеатры. Но даже эти отсутствующие ожидания создатели «Повелителя кукол 3» сумели не оправдать.

ДеКото, коему скоро стукнет 51 год, уже успел наснимать порядка 80 с лишним фильмов. То есть, если признать тот факт, что режиссером с кинокамерой в руках он не родился, получается примерно три работы в год. На этом самом месте Скорсезе умер от зависти, а Кэмерон пошел вправлять отвисшую челюсть. Это, кстати, еще не самый яркий пример плодовитости, но нас интересует больше качество, нежели количество. И с качеством у ДеКото не пошло сразу. Его работы нельзя даже отнести к категории «Б». Это какая-то своя ниша, куда забиваются кинематографисты, снимающие кино просто потому, что нужно чем-то зарабатывать на жизнь. ДеКото – типичный ремесленник и, увы, кошмарно бездарный.

Актеры за ним буквально не поспевают, но местами ухитряются фальшивить не меньше. Хотя как раз к ним придраться сложно. Особенно неплох в роли главгада Ричард Линч, довольно известный в Штатах исполнитель с телевидения. Остальные – лишь имена, упоминание коих рецензию не украсит. Если бы не связный текст и полупрофессиональная его читка в камеру, то постановка грозила перерасти в хаос только благодаря умопомрачительным «спецэффектам». Особо выдает низкую стоимость проекта отсутствие общих планов, когда оживленные улицы Берлина врезаются из каких-то иных документальных али художественных картин. Основное действие расселено по комнатам, практически ни одной сцены на свежем воздухе. Вся картина, фактически, происходит в трех локациях – дом Тулона, его убежище после побега и кабинет нацистов.

Многие ляпы виды невооруженным взглядом. Забавно видеть, как расстрелянный из шести рук и выпавший с четвертого этажа генерал Мюллер продолжает в мертвом виде моргать глазами. А тот самый ковбой, что подобно человеку-пауку, забирается по стене в номера, где старый генерал пялит очередную продажную фрау, почему-то вполне очевидно управляется ниточками. Несмотря на то, что Тулон славится своими марионетками, оживающими без веревочек.

Как бы там ни было, и третья часть в видеопрокатах пользовалась относительным успехом. Спустя два года эстафету подхватил режиссер Джефф Барр, создатель «Техасской резни бензопилой 3», однако четвертый фильм под слоганом «Когда плохие куклы стали хорошими» окончательно превратился в пародию. От ужасов здесь остались лишь кошмарные по уровню исполнения спецэффекты и до жути тупой сценарий.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий