Кинофантастика: жанр, опережающий время

В киноискусстве есть свои пророки и подражатели. Первым удается приоткрыть завесу времени и заглянуть в будущее, вторым остается лишь слепо вторить шаблонам и следовать проторенной колее. Среди подражателей тоже встречаются талантливые субъекты, способные видоизменить и поставить с ног на голову избитые клише, а кое-кто даже умудряется превзойти своего учителя.

Мы не будем обсуждать сюжет тех или иных классических лент, ибо фантастов и выдумщиков во все времена хватало. Поговорим о технической, визуальной стороне дела, когда тот или иной кинематографист умудрялся обогнать время и показать на экране нечто, захватывающее дух. Кто эти новаторы, способные вести за собой остальных? Давайте разберемся и немного покопаемся в исторических фактах. Сразу оговоримся, что в рамках одной статьи охватить весь материал не удастся, поэтому список будет неполным, но, по возможности, достоверным.

За девять лет до появления легендарных «Звездных войн» англичанин Стэнли Кубрик определил дальнейший путь развития научно-фантастического киножанра, выпустив на экраны картину «2001: Космическая одиссея». Эта лента во многом повлияла на Джорджа Лукаса и вдохновила целое поколение киновундеркиндов на создание собственных шедевров. Трудно себе представить, что в конце шестидесятых, когда компьютерные технологии находились в стадии зародыша, Кубрик сумел нарисовать в кадре реалистичные космические пейзажи и изобразить невесомость. Консультации со специалистами НАСА не прошли даром. Понятное дело, что каждая деталь требовала от авторов нестандартных решений: например, для создания реалистичной поверхности Луны было перемыто несколько тонн песка. Впрочем, весь энтузиазм режиссера конечный вариант вместить не смог, ибо материала было отснято в пару сотен раз больше.

В жанре фантастики развлекательной есть свои столпы, на много лет вперед определившие не только направление развития своей тематики, но кинематографа в целом. Речь, разумеется, об эпической саге Джорджа Лукаса «Звездные войны», воссоздавшей на экране невиданный доселе фэнтезийный мир будущего. Выход первой части франшизы, эпизода под номером 4 с заголовком «Новая надежда» произвел в Голливуде и в мире фурор, сопоставимый только с относительно недавней шумихой по поводу «Аватара». Никто, даже самые смелые деятели от мира кино, не ожидали от Лукаса подобного. Не забываем, на дворе 1977 год. Кинокомпания «20-й Век Фокс», опасавшаяся вкладывать безумные по тем временам деньги в проект, сделала все, чтобы прощупать почву. Если бы «Звездные войны» провалились, киностудия уже тогда, в конце семидесятых, благополучно бы обанкротилась.

Сегодня «Звездный войны» — это бренд, за которым стоит шесть кинофильмов, несколько телевизионных лент, анимационные сериалы и невероятная по масштабам индустрия игрушек, комиксов и прочих сопутствующих товаров. Самое интересное, что в отличие от других шедевров Голливуда, киноэпопея Лукаса продолжает жить и развиваться. После того, как в нулевых была выпущена в свет приквел-трилогия с новыми актерами, рассказывающая об отце Люка Скайуокера, режиссер заявил о желании перевыпустить все шесть лент в новомодном 3D-формате. А буквально пару месяцев назад создатели объявили о том, что собираются продолжить «Звездные войны», сняв еще три эпизода. Хватит и нам, и нашим потомкам.

Инициатива Кубрика по освоению космических просторов в кино была подхвачена и другими киновундеркиндами Голливуда. В том же 1977 году Стивен Спилберг, ранее не имевший опыта в фантастике, запускает на орбиту серьезный и почти философский фильм «Близкие контакты третьей степени». Первый опыт в жанре определил карьеру Спилберга на два десятилетия вперед, однако режиссер предпочел развивать не научную, а развлекательную часть. Его «Инопланетянин» (1982) долгое время удерживал первую строчку в списке самых кассовых лент мирового кинематографа, а «Парк Юрского периода» возродил в кадре доисторических монстров, коими наша планета была населена миллионы лет назад. К научной фантастике постановщик вернулся лишь в нулевых и сразу двумя нашумевшими блокбастерами – «Искусственным разумом» и «Особым мнением». Его коллега и близкий товарищ Роберт Земекис, почуяв перспективы направления, тоже ушел от традиционных жанров и взялся за реализацию сценария о перемещениях во времени. Результат нам известен – трилогия «Назад в будущее» уже давно считается эталоном жанра развлекательной фантастики.

А вот соотечественник Кубрика Ридли Скотт решил продолжить тему опасности столкновения с внеземным разумом. Его фильм «Чужой» никак не назовешь позитивным, ведь главные герои картины – невероятно мерзкие и опасные монстры, способные в кратчайшие сроки превратить Землю в безлюдную пустыню. «Чужой» был положительно принят и зрителями, и критиками, а в 1986-м франшизу поддержал сиквелом Джеймс Кэмерон, превратив мрачную утопию в ураганный экшн.

Еще один фантастический проект, теперь уже начала 80-х годов прошлого века, наоборот, прокатился по экранам Америки без особой помпы. Нет, боевик Стивена Лисбергера «Трон» не обрек своих авторов на голодную смерть, но и событием не стал. Однако создал прецедент, благодаря которому компьютерные технологии прочно обосновались в кинематографе. Вслед за «Троном» игровые автоматы пополнились одноименной игрой, которая обошла по популярности кинофильм и стала, что называется, культовой. Сегодня полностью нарисованные на компьютере художественные картины – уже далеко не новость, а солидная и весьма прибыльная часть киноиндустрии. В 2010 году вышло и продолжение – «Трон: Наследие», на этот раз полностью снятое трехмерными камерами.

Так уж выходит, что именно фантастика, боевая, развлекательная или научная, является двигателем прогресса в кино. Именно здесь, в первую очередь, проходят эксперименты с новейшими технологиями, помогающие ведущим режиссерам современности создавать поистине ошеломительные миры и сюжеты. В девяностых сразу три постановщика подтолкнули киноиндустрию вперед. Сначала Джеймс Кэмерон, окончательно приклеивший к Арнольду Шварценеггеру прозвище «Терминатор».  Затем отличился француз Люк Бессон, неожиданно внесший весомый вклад в развитие жанра своим «Пятым элементом». Также сложно себе представить фантастику без «Матрицы» братьев Вачовски, которая не только установила новые стандарты визуализации будущего, но и существенно укрепила жанр с повествовательной стороны.

Апофеозом и наивысшей точкой на сегодня официально признан «Аватар» Джеймса Кэмерона, переплюнуть который по степени влияния на зрелищный кинематограф пока никому не удается. Мало того, что блокбастер стал самым прибыльным в истории, так еще благодаря ему киномир окончательно погрузился в трехмерные дебри.

Чего ждать в будущем от кинофантастики? Мы с нетерпением ожидаем обещанного продолжения «Аватара», премьера которого назначена на 2015 год. Уже в 2013-м нам будет предложено несколько интересных фильмов, включая «Гостью» Эндрю Никкола с участием Сиршы Ронан («Милые кости»), «Забвение» с Томом Крузом, сиквел «Звездный путь: Возмездие». Индус М. Найт Шьямалан покажет нам фантастический боевик с Уиллом Смитом «После нашей эры», а Брэд Питт блеснет талантом в масштабной «Войне миров Z». Не говоря уже о «Гравитации» Альфонсо Куарона, «Тихоокеанском рубеже» Гильермо Дель Торо и «Элизиуме» Нила Бломкампа.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий