Первый советский боевик «Пираты ХХ века» (1980)

Нынешнее поколение прекрасно знакомо с советской классикой. В том числе и потому, что все эти замечательные фильмы ежегодно крутятся на экранах в различные праздничные периоды, будь то Новый год, 23 февраля или 8 марта. Трудно сказать, сколько раз каждый из нас пересматривал лучшие картины Рязанова, Гайдая, Данелии, Меньшова. Однако есть ленты, которые в праздничный формат не вписываются, поэтому демонстрируются реже. Например, первый советский боевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века».

Я уже давно порывался написать об этом шедевре «советского маркетинга». Хотя бы потому, что с этим фильмом связаны одни из самых ярких впечатлений от похода в кино моего детства. Боюсь ошибиться, но еще до получения паспорта «Пираты» были мною зажеваны до дыр. В последнее время я пересматриваю его несколько реже, но ощущения, возникающие при этом, возвращают меня в то время, когда ничего круче я себе и представить не мог.

Забавно, как довольно простецкий и, откровенно скажем, сделанный на коленках, впопыхах, боевичок, сумел превратиться в настоящий суперхит советского проката. «Пираты ХХ века» официально признан самым посещаемым (кассовой статистики в рублях не сохранилось) фильмом отечественного проката за всю его историю. Даже с учетом того, что лента была растиражирована меньшим количеством копий, чем, к примеру, «Экипаж» или «Москва слезам не верит», на сеансы «Пиратов» было продано 90 миллионов билетов. Это, само собой, не значит, что боевик видел каждый третий житель СССР. Нет, просто некоторые (в основном зрители младше 25 лет) ходили в кино не единожды. Но из песни слов не выкинешь, обогнать «блокбастер» Дурова тогда никому не удалось, а теперь подобные цифры посещаемости для нашей страны – удел фантастических грез.

На всякий случай, вдруг кто запамятовал, напомню краткий сюжет фильма.

… Советское грузовое судно «Нежин» в последнем порту по пути домой во Владивосток загрузилось опиумом. Разумеется, не ради личной выгоды капитана, а для нужд фармакологической промышленности СССР. Однако груз не должен был дойти до места назначения, потому как ушлые буржуи спланировали все заранее.

Спустя пару дней плавания «Нежин» подобрал в открытых водах утопающего матроса Салеха (Талгат Нигматулин), а на самом деле «засланного казачка» и пирата, в задачу которого входило усыпить бдительность русских моряков и в нужный момент лишить их радиосвязи. Встретив в океане якобы брошенный корабль без флага и видимых признаков жизнедеятельности на борту, «Нежин» был вскоре взят на абордаж, часть команды корабля убита, а остатки связаны и брошены по каютам. Покинув советское судно, пираты подорвали его в надежде замести следы.

И хотя «Нежин» благополучно пошел на дно, часть экипажа во главе с капитаном Иваном Ильичом (Петр Вильяминов) и старшим механиком Сергеем (Николай Еременко мл.) выжила и успела эвакуироваться. На последнем издыхании они добрались на шлюпке до небольшого островка, где, как назло, те самые пиратские канальи организовали себе сиесту перед следующей вылазкой. Нашим морякам ничего не остается, как вступить в бой с современными корсарами, несмотря на то, что на стороне разбойников и численное преимущество, и перевес в арсенале…

Полагаю, что нет смысла скрывать тот факт, что на фоне голливудских боевиков слава «Пиратов ХХ века» тихо меркнет и даже не курит, а просто глотает дым в сторонке. Локальный и невероятный успех фильма режиссера Бориса Дурова и сценариста Станислава Говорухина объективно связан с тем фактом, что подобных картин в СССР просто не снимали. А аналогичная продукция американского производства была доступна лишь тем, кто выезжал за границу или являлся счастливым обладателем импортных видеомагнитофонов. Видеобум в СССР был «запланирован» только на середину 80-х, поэтому таковых граждан на тот момент можно было реально записывать в Красную книгу. Другими словами, конкурентов у «Пиратов» на момент выхода в прокат для отечественного зрителя просто не существовало. И этим сумасшедшая посещаемость фильма и объясняется.

Комедий и мелодрам в Советском Союзе снималось предостаточно. Лихие боевики были под запретом, как жанр чуждый нашей аудитории. Немалую роль в успехе картины сыграл и тот факт, что впервые советский кинематограф позволили себе всерьез продемонстрировать на всю страну приемы «карате». Вскоре после премьеры картины карате стало опальным видом рукопашных единоборств и даже некоторое время было официально запрещено на территории страны указом Президиума СССР. А пока миллионы зрителей имели возможность взглянуть на то, как шикарный злодей Нигматулин с криком «кия!» и ударом ноги выбивает юшку из носа Еременко мл.  За что позже будет сильно наказан.

Не ускользнет от нашего критического взора и то, что картина снималась ускоренным темпом и имеет явную идеологическую окраску. Со вторым все понятно, раз уж положенную на полку картину лично одобрил «дорогой Леонид Ильич». Тем более что униженной стороне грех жаловаться, в голливудском кино развесистой клюквы, балалаек и медведей в ушанках на тот момент было не меньше.

Пафоса в «Пиратах ХХ века» не так уж и много, но сюжет однозначно делит мир на черное и белое. Пираты – абсолютное зло, мародеры, беспринципные и жестокие убийцы, алчные до наживы, алкоголя и женщин. Именно поэтому в ролях мерзавцев и негодяев заняты преимущественно не слишком популярные актеры, большей частью из братских республик (капитан пиратов – эстонец Рейно Арен, пират Ной – Нартай Бегалин, еще один пират – будущий заслуженный артист России, армянин Владимир Епископосян и так далее). Исключением стал лишь уже упомянутый Нигматулин, ранее хорошо проявивший себя в детективах «Седьмая пуля» и «Вооружен и очень опасен». Актер действительно профессионально занимался карате и как нельзя лучше подходил для этой роли. Увы, его судьба после «Пиратов» сложилась совсем плохо. В кино ему стали предлагать исключительно роли инфернальных злодеев, а в феврале 1985-го актер стал жертвой бытовых разборок и был убит членами секты Абая Борубаева.

Что касается качества, то, конечно, сегодняшнему зрителю сцены действия и рукопашных схваток покажутся дилетантскими. Некоторые эпизоды, как, например, феерический прыжок со скалы на пиратский корабль (в ходе которого Николая Еременко мл. чуть не намотало на винт), так и вовсе вызовут улыбку. Даже для того времени проработка экшна была не слишком профессиональной, но и в таком виде «Пираты ХХ века» выглядят полноценным боевиком и выгодно отличаются от всего, что показывали нашим зрителям ранее. И если бы в те времена киножурнал «Советский экран» проводил конкурс на секс-символ года, то Еременко победил бы с огромным отрывом.

Как известно, и сам актер, и автор сценария Говорухин в девяностых планировали снять продолжение фильма. Но сначала их замыслы подкосил распад Союза, затем экономический кризис 1998 года, а в 2001 году Еременко не стало. Может оно и к лучшему, что «Пираты ХХ века» не получили продолжения, хотя зная нынешнее поколение кинодеятелей, я не удивлюсь, если сиквел и впрямь замаячит на горизонте. Но нашего отношения к «Пиратам ХХ века» никакие подобные махинации не изменят – этот «первый советский кинобоевик» навсегда стал классикой отечественного кинематографа.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий