Мистика «Затащи меня в Ад» (Drag Me to Hell, 2009)

Судя по высочайшему рейтингу телешоу «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ, ничто так не пугает жителей нашей страны, как возможность стать объектом проклятия. Даже отъявленные скептики из числа зрителей этой программы соглашаются с тем, что плохие пожелания почему-то материализуются куда чаще, нежели добрые напутствия. А уж вера в бабушек, обладающих даром не только снимать порчу и наговоры, но и одним мановением скрюченного пальца их накладывать, у нашего народа с годами только крепнет. Рубль так не крепнет, как эта вера.

Американский режиссер Сэм Рэйми всем киноманам известен, как постановщик культового малобюджетного хоррора «Зловещие мертвецы» (1981). Симпатичное кино с харизматичным Брюсом Кэмпбеллом является одним из самых удачных и прибыльных дебютов за всю новейшую историю Голливуда. И Рэйми не преминул воспользоваться плодами своего триумфа, шестью годами позже сняв продолжение «Зловещие мертвецы 2». И всё! С тех пор постановщик даже близко не подходил к ужастикам (третья часть «Мертвецов» не в счет, ибо больше смахивает на пародию), принципиально предпочитая работать в других жанрах. Он снимал триллеры, вестерны («Быстрый и мертвый»), драмы и даже успел заработать хорошие деньги на популярной трилогии комиксов «Человек-паук». Но, рано или поздно, круг замыкается.

Свое возвращение в хоррор Рэйми формально отметил в 2004-м, когда после четырех лет работы на телевидении, где он руководил фэнтезийными сериалами про Зену и Геракла, взялся продюсировать одноименный ремейк японского хита «Проклятие» Такаши Шимицу. Картина имела оглушительный успех в Штатах, что подстегнуло Рэйми на дальнейшие подвиги. Всю вторую половину нулевых, параллельно пыхтя над сиквелами «Человека-паука», он вкладывал деньги в жутики («Проклятие 2», «Посланники», «Бугимэн»), пока, наконец, не решился вернуться в режиссерское кресло. Результатом его труда стал мистический триллер «Затащи меня в Ад» (2009), заработавший в мировом прокате 90 с лишним миллионов долларов.

… У молодой и красивой сотрудницы банка Кристин Браун (Элисон Ломан) всё на мази. Непыльная работа, на которой ей светит повышение, богатый и перспективный жених и прочие радужные перспективы по жизни. Правда, в этой бочке меда ложечка дегтя все же имеется. К примеру, родители ее бой-френда Клэя (Джастин Лонг), обеспеченные снобы из Санта-Барбары, мечтающие о более выгодной партии для своего сына-юриста. А еще на работе появился новый менеджер Стью, который также метит на заветную должность, в связи с чем активно лижет задницу боссу и вставляет Кристин палки в колеса. Но повышение Кристин необходимо, ведь только так она сможет произвести впечатление на будущую свекровь.

Вот почему, когда в офис банка приходит одинокая и старая цыганка Сильвия Гануш, Кристин, пару минут посомневавшись, отказывает ей в отсрочке на ипотечный кредит. Как не умоляла старушка, как не бросалась на колени и не целовала подол юбки, воля и решимость банковского клерка остались непоколебимы. Но старушенция оказалась обидчивой, да к тому же ведьмой. В тот же вечер Гануш подстерегла Кристин на подземной парковке и после непродолжительной потасовки завладела ее пуговицей. Нашептав на пуговичку злобные слова на непереводимом диалекте, цыганка вернула вещь обидчице и слиняла.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Разбитая губа и подпорченный предмет гардероба не в счет. Но уже ночью цыганское проклятье начинает действовать – в ушах Кристин звучат зловещие голоса, а дом наполняется скрипами и шорохами. Местный индус-экстрасенс подтверждает: на девушку наложили очень сильный заговор, по которому ужасный рогатый козел из преисподней будет терзать и мучить ее три дня, а по истечении 72 часов заберет ее душу в Ад. Срок, прямо скажем, небольшой, и Кристин начинает суетиться, ибо молодой и красивой помирать не хочется…

Несмотря на то, что «Затащи меня в Ад» — проект оригинальный, не ремейк и не экранизация, фильм Рэйми отчетливо напоминает многие хорроры, виденные нами ранее. И уже упомянутое «Проклятие», и «Худеющего» по Стивену Кингу, и целый сонм других жутиков, включая тех же «Зловещих мертвецов» и «Полтергейст» Тоуба Хупера. Другими словами, режиссер остался верен себе, щедро рассыпав по ленте множественные цитаты на классику жанра, но при этом создав принципиально свое кино.

Сборы сборами, тем более что в самой Америке выручка картины лишь незначительно превысила затраты, полностью окупилась лента уже в мировом прокате. Приятно, что Рэйми не стал заигрывать с модной технологией псевдодокументалистики, отказавшись от идеи снять фильм трясущейся камерой с малоизвестными лицами. Он пригласил вполне состоявшихся исполнителей, использовал дорогие спецэффекты и не поскупился на проработку характеров. Притом, что как раз его фильм действительно основан на реальных событиях, а не прикрывается этой смехотворной припиской из рекламно-маркетинговых соображений. К чести авторов, они нигде в титрах об этом не кричат, предоставляя зрителю самому решать, верит он в подобные страсти-мордасти или нет.

Надо понимать, что кино, как и любой другой вид искусства, требует некоторой подготовки. В случае с фильмом Рэйми вина обоюдная: сам режиссер не сумел до конца подобрать нужные визуальные средства, а зритель ждал чего-то другого. Коса нашла на камень, вылившись в крайне противоречивые отзывы, от резко ругательных до восторженных. Первые обвиняли режиссера во вторичности, натурализме и тривиальности сюжета (напомню, что сценарий «Затащи меня в Ад» был написан братьями Рэйми еще в начале девяностых), вторые оценили фирменный стиль, подачу материала и неприкрытый стеб над штампами жанра, вроде сеанса у медиума. Что и говорить, в том памятном эпизоде авторам пришлось использовать механизированную куклу козла, ибо настоящее животное, первоначально приведенное на съемки, всех веселило и мешало съемочному процессу.

Получилось и страшно, и смешно, и местами отвратительно (сцена с беззубой ведьмой, обсасывающей несчастную банковскую служащую, вам точно запомнится), но цельно и вполне в стиле Рэйми. Кто видел его предыдущие ужастики и триллеры, оценит. Одобряем и подбор актеров на главные роли. Элисон Ломан (хитрая девочка из криминальной ленты Ридли Скотта «Великолепная афера») отлично вписывается в типаж. Нет в ней привычной шаблонной глупости персонажей ужастиков, которые вечно лезут в бутылку. Девушка практична в своих поступках и борется за собственную жизнь, при этом сохраняя лицо. Она, конечно, сама виновата в своих злоключениях, но и проклятья просто так не накладываются.

Остальные герои здесь на подтанцовке: и более-менее известный Джастин Лонг (актер уже успел наработать опыт в ужастиках, снявшись в начале карьеры в дилогии «Джиперс Криперс»), и Дэвид Пэймер («Телевикторина»). Круче всех, само собой, зажигает Лорна Рэвер – семидесятилетнюю актрису изуродовали до неузнаваемости, превратив в одного из самых отвратных персонажей (цыганка Гануш). Все сцены с ее участием, а жуткая ведьма даже после смерти продолжает домогаться Кристин и наяву и во сне, просто шедевральны, хотя и не для слабых желудком.

Все-таки Рэйми молодец, что вернулся к истокам, пускай и не так эффектно, как ожидалось. В отличие от своих коллег по цеху, среди коих немало бракоделов, штампующих пустышки исключительно выгоды ради, Рэйми уже давно состоялся и как режиссер, и как продюсер. А посему имеет возможность не гнаться за сиюминутной прибылью. И мы с нетерпением ждем премьеры его следующего проекта – фэнтези по мотивам книг Лаймена Фрэнка Баума «Оз: Великий и ужасный».

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий