Рейд фильм 2011 боевик

Боевик «Рейд» (Serbuan Maut, 2011)

«Рейд»: Прежде чем приступить к разбору полетов, будет нелишним напомнить читателям, что Индонезия – крупнейшее в мире островное государство с населением почти 250 млн. человек. При этом в плане кино индонезийцы пока что звезд с неба не хватают, значительно уступая в развитии киноиндустрии своим соседям по азиатскому региону – Китаю, Японии и Южной Корее. Индонезийские фильмы достаточно специфичны, экспортируются чаще всего на фестивали и до проката в Европе и США, не говоря уже о России, попросту не доходят.

Собственно, благодаря ежегодному кинофестивалю в Торонто (TIFF) широкая зрительская аудитория и узнала о новом индонезийском кинохите «Рейд» (2011). Продюсеры привезли фильм в Канаду в надежде, что картина заинтересует иностранных прокатчиков и не ошиблись. Ажиотаж вокруг ленты англичанина Гарета Эванса развернулся нешуточный, в результате чего «Рейд» был закуплен для широкого проката на территории Исландии, Новой Зеландии, Финляндии, Австралии и России. Но самое главное, что на картину Эванса обратили внимание американцы из Sony Pictures. Один из лучших боевиков по мнению критиков и зрителей TIFF обрел в США второе дыхание, сумев за 16 недель показа собрать немыслимую для создателей сумму в 4,5 млн. долларов при бюджете в 1 млн.

… Как и любая столица, Джакарта – сердце Индонезии – состоит не только из достопримечательностей. На окраинах многомиллионного города цветут и пахнут трущобы, куда жители без особой надобности носа не кажут. Как и полиция, которая предпочитает не лезть на рожон и соблюдать нейтралитет, изолируя по мере сил преступность от благополучных районов. Пользуясь неофициальным перемирием, местный наркобарон Тама совсем распоясался. Окопавшись на верхнем этаже многоквартирного дома, негодяй превратил здание в своеобразный постоялый двор для бандитов и головорезов. Теперь любой преступник, коему надобно скрыться от глаз правосудия, знает место, где его примут с распростертыми объятьями.

Понятное дело, такой расклад власти терпеть не намерены. Но и подступиться в Таме нелегко. Дом опутан сетью камер и тревожных кнопок, представляя собой пчелиный улей – сунешься и пеняй на себя. Редкие набеги представителей закона неизбежно превращаются в бойню, победителем в которой всегда выходит коварный Тама и его верные помощники – хитрый Энди и безжалостный Бешеный Пес. Учитывая, что все жильцы многоэтажки, так или иначе, связаны с уголовным миром, борьба с незваными гостями идет сообща. Короче говоря, хоть из пушки эту крепость расстреливай, иначе любой рейд – гиблое дело.

Сержант Жака, как и руководитель операции лейтенант Вахью, прекрасно понимают, что в открытой борьбе силы неравны. На их стороне – отряд новобранцев, у противника – десятки вооруженных уголовников и партизанские методы войны в узких коридорах. Однако приказы не обсуждаются. Тихой сапой пара десятков бойцов SWAT (СОБР) ранним утром пробирается в здание и даже умудряется добраться до пятого этажа. Увы, мелкая оплошность и вскоре новость о вторжении доходит до командного пункта Тамы. Вслед за этим все выходы опечатываются, а соседи, взяв в руки палки, мачете и огнестрел, выходят на защиту своей территории. Попав как кур в ощип, полицейские вынуждены противостоять намного превосходящим их численно врагам. Их миссия из опасной в считанные секунды превратилась в смертельную, и шансы вернуться домой – ничтожны…

Глобальные тенденции в мировом, и прежде всего голливудском кинематографе, таковы, что некоторые жанры буквально на глазах чахнут под гнетом политкорректности. Мы уже смирились с тем, что негры в одночасье стали афроамериканцами, а нынешние комедии и мелодрамы редко обходятся без разговоров об однополой любви. Но куда, спрашивается, катится мир, если сегодня положительные герои связаны по рукам и ногам «заботой о человеке». Продюсеры не столько обеспокоены тем, что их фильм не понравится зрителю сюжетом, актерской игрой или спецэффектами, сколько дрожат от страха перед рейтинговой системой, которая в любой момент может наложить вето на их мечты о прибылях. Рейтинг R (или, упаси Бог, NC-17) – это приговор любому проекту, если только у руля не стоит кто-нибудь, вроде Тарантино или Оливера Стоуна. Возрастные ограничения резко ограничивают потенциальную аудиторию, а вместе с ней и выручку.

В «дремучей» Индонезии об этих «ужасах» слышали, но покамест местные киношники не столь щепетильны. И снимая «Рейд», британец Гарет Эванс не стеснялся в визуальных средствах, как и в способах умерщвления персонажей фильма. Боевик получился кровавым, бескомпромиссным, жестоким, брутальным и чрезвычайно негуманным. На фоне индонезийского экшна боевички, штампуемые продюсерской дланью Люка Бессона, выглядят, как невинная возня детей в песочнице. А все возвращения киногероев восьмидесятых, вроде «Неудержимых» Сталлоне – всего лишь данью уважения к старикам, чье время безвозвратно ушло. Не умаляя достижений в жанре того же Слая, Шварца и Джеки Чана, приходится признать, что нынче их «камбэки» вызывают щенячий восторг только у фанатов эпохи VHS. Скепсис вполне уместен, ибо даже нам, выросшим на их фильмах, не слишком приятно видеть их постаревшие, морщинистые лица, а уж нынешнее поколение и вовсе эту ностальгию не понимает.

Не будучи скованным жесткими рамками рейтингов и морализаторства, Эванс снял настоящий мужской фильм, где на каждое сказанное слово приходится пара-тройка крепких ударов. Настолько крепких, что у зрителя возникает обоснованное сомнение в том, что герои действительно сделаны из плоти и крови, а не являются азиатскими родственниками «терминатора». Постановкой боевых сцен и в особенности рукопашных боев на съемках руководили не только сам режиссер Эванс, но также и исполнители главных ролей – Ико Ювайс и Яян Рухьян. Последний в картине сыграл самого богомерзкого и в то же время наикрутейшего бойца в арсенале главаря Тамы – Бешеного Пса. Рухьян, между прочим, как и Ювайс, появился в кино с легкой руки все того же Эванса: все трое дебютировали в «большом индонезийском» кино лентой 2009 года под названием «Мерантау». Он же в свое время обучал навыкам «пенсак силат» (фирменный индонезийский стиль единоборств) сотрудников президентской охраны и спецподразделений полиции. Другими словами, с достоверностью «чукалова» в «Рейде» дела обстоят на высшем уровне.

Разумеется, все, что не касается рукопашных боев и перестрелок, выглядит в фильме «Рейд» донельзя наивным и вторичным. Все рассуждения о морали, о полицейском долге и об отношениях полицейских и воров, судя по всему, напрямую позаимствованы у соседей в Болливуде. Плюс в том, что, в отличие от индийских фильмов, индонезийцы разбавляют диалоги не песнями и танцами, а ураганными драками и перестрелками. И в результате весь пафос и нелепость мотивов незаметно уходят на второй план, не мешая наслаждаться невероятно эффектными батальными сценами.

Голливуд не смог устоять перед соблазном. После того как «Рейд» успешно завершил прокат в Америке, местные воротилы от кинобизнеса, как и ожидалось, незамедлительно приняли решение перенести фильм на родную почву. Ремейк запланирован к выходу на 2014 год, но пока неизвестно, кто именно будет заниматься режиссурой, не говоря уже о том, кому доверят главные роли. Сами индонезийцы тоже спешат и тапочки теряют воспользоваться неожиданно успешным сюжетом и готовятся выпустить в 2013-м «Рейд 2» (первый промо-ролик уже любезно выложен в Сети). И, как это ни печально, оба предстоящих проекта вряд ли смогут сохранить драйв и атмосферу оригинала, так что спешите видеть «Рейд», пока его не испортили продолжениями и ремейками.

Добавить комментарий