Криминальная драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, 2012)

«Сухой закон» в Америке (1920-1933) был отнюдь не первой попыткой ограничить на государственном уровне потребление алкоголя в массах. Аналогичные меры ранее предпринимались в царской России, Исландии, Финляндии, Норвегии и Канаде. Но только антиалкогольная кампания в США «прославилась» на весь мир.

Как обычно, забота о населении обернулась для самих граждан одними неприятностями. Мало того, что под знаменем борьбы с «мокрыми» чинуши активно пилили бюджеты всех уровней, так и полиция с ФБР, вместо того, чтобы ловить грабителей, насильников и убийц, были вынуждены сражаться с новым видом преступности – бутлегерством. Невероятный рост коррупции во всех эшелонах власти сопровождался столь же буйным расцветом криминальной фауны. Оно и понятно, азартные игры, проституция и наркотики, традиционные виды деятельности мафии – были востребованы ограниченным кругом лиц. А пили, в той или иной мере, все, кроме «язвенников и трезвенников», составлявших горластое меньшинство.

Благодаря «Сухому закону», который совпал по времени с приходом к власти в Италии фашистов, большая часть сицилийских уголовников переселилась за океан, где быстро «взялась за ум». История хранит имена главных фигурантов «алкогольных войн» 20-х годов – Аль Капоне, Лаки Лучиано, Джонни Торрио и прочих. Именно эти бандиты стали олицетворением эпохи и чаще всего появляются в различных гангстерских лентах Голливуда, вроде шедевральных «Неприкасаемых» Де Пальмы или шикарного телесериала канала НВО «Подпольная империя».

История братьев Бондурант — бутлегеров из округа Франклин, что в штате Вирджиния – стала известна миру благодаря внуку Мэтту Бондуранту, издавшему в 2008-м книгу под названием «Самый мокрый в мире округ». Последний приходится внуком Джеку Бондуранту, младшему из братской троицы, чья кипучая деятельность в годы «Сухого закона» прославила округ и штат на всю Америку.

… В округе Франклин проживают три брата – Форрест, Ховард и Джек. Старший Форрест (Том Харди) заменил братьям рано ушедших родителей. Он мало говорит, все больше мычит и хмыкает, но если что и скажет – как отрежет. Форрест – опора всего предприятия, ведь братья уже давненько ведут свой семейный «бизнес» — варят и разливают самогон, который затем развозят по оптовикам на видавшем виды грузовичке.

Средний Ховард (Джейсон Кларк) любит заложить за воротник и помахать кулаками. В обоих видах «спорта» ему нет равных, и если Ховарда вовремя не приструнить, он будет предаваться любимым занятиям до посинения. А младший Джек (Шайа ЛаБаф), хоть и не дурак вовсе, все же пока находится на побегушках. В силу возраста ему серьезные дела не поручают и во все детали бизнеса не посвящают, хотя сам Джек уже давно мечтает о партнерской доле.

Тяжелые времена для братьев наступают, когда в округе назначают нового прокурора. Последний явно намерен прибрать к рукам все разрозненные винокурни, спуская на неуступчивых фермеров своего цепного пса – специального помощника Рэйкса (Гай Пирс). Последний терпеть не может селян, а уж «непобедимое» семейство Бондурантов и вовсе люто ненавидит, стараясь подгадить братьям любыми способами. Слово за слово, обида за обидой и между Бондурантами, последним оплотом «независимого бутлегерства» в штате, и коррумпированными властями разворачивается открытая война, ставки в которой уже не ограничиваются просто деньгами…

Согласно официальной статистике за период «Сухого закона» потребление алкоголя в США снизилось вдвое. Правда, бутлегеры вряд ли подавали налоговые декларации, поэтому оценить реальный объем злачного траффика не представляется возможным. Проблема в том, что даже тот, кто и до введения запрета пил изредка, что называется «по праздникам», был вынужден каждый раз формально преступать закон, покупая незнамо что втридорога. Та же статистика умалчивает о количестве жертв, отравившихся кустарным пойлом, а также о тех, кто отправился за решетку за не вовремя купленную бутылку виски.

Но сказ не о том, как плохо жилось в те времена рядовым гражданам, а о том, как неплохо устроились некоторые сообразительные американцы, сумевшие приспособиться к новым правилам игры. Смешно, конечно, сравнивать братьев Бондурант с Капоне или Лучиано – масштабы личности не те. Однако режиссер Джон Хиллкоут и не пытался воссоздать на экране очередную сагу о мафии, а простым и понятным языком спел оду предприимчивым парням из Вирджинии. И подобно автору книги, он тоже не осуждает главных героев. В конце концов, они лишь плыли по течению, удовлетворяя нужды своих соотечественников. «Не мы такие, жизнь такая» (с).

Картина Хиллкоута неожиданно стала участником конкурсной программы Каннского фестиваля. Ничего не увезла домой, но лишний раз доказала – криминальные картины в Голливуде получаются лучше всего. И материала своего хоть отбавляй, и жанр пластилиновый, хоть в боевик загни, хоть в драму закрути. И того, и другого, а также сельской романтики и кровавого натурализма в «Самом пьяном округе» с избытком. Притом, что, подобно классической ленте Сэма Мендеса «Проклятый путь», рассказ совершается плавно, с пасторальными паузами и почти ритуальным тактом гангстерского кино.

Первым делом, если вспоминать аналогичные братские союзы гангстерского жанра, на ум приходит «Крестный отец». Но в нашем случае аналогия зыбка. Взрывной Сонни превратился в размеренного Форреста. Я уже отмечал в одной из статей, что Том Харди не успел к съемкам прийти в форму после участия в финале трилогии про Бэтмена, посему худощавый по жизни Форрест превратился в серьезного крепыша. Но в остальном Харди не сплоховал – очень меткое попадание в цель.

С Ховардом в исполнении Джейсона Кларка совпадение нулевое, в том смысле, что в нем нет ничего от безвольного и немощного Фредо Корлеоне. Напротив,  австралиец настолько впечатлил своей игрой продюсеров, что сразу после премьеры получил роль в грядущей экранизации «Великого Гэтсби» База Лурмана. А вот Джек Бондурант – чуть ли не клон Майкла Корлеоне. Тут вам и странная, несвойственная его кругу влюбленность в девушку из религиозной секты, и неуемное желание вскарабкаться на самый верх. Да, Шайа ЛаБаф пока еще с трудом воспринимается зрителем в отрыве от франшизы «Трансформеры», но, очевидно, что актеру по плечу такие герои. По крайней мере, его взросление ощущается как по фильму, так и в жизни.

Не обошлось в экранизации и без женского участия. Авторы намеренно подобрали актрис с весьма своеобразной, нестандартной красотой – американку Джессику Честейн, чья карьера после «Прислуги» резко пошла в гору, и австралийку (тут сказывается землячество с постановщиком) Миа Васиковски из новейшей «Алисы в стране чудес». И снова в яблочко. Правдивые, жизненные типажи без грамма фальши. Чего не скажешь о злодейском персонаже Гая Пирса. Больно уж картонный и мерзопакостный гад получился. Таких ненавидишь с первого взгляда, но мне кажется, Пирс немного перестарался.

В российском прокате картина Хиллкоута вышла значительно позже, нежели на остальных территориях. Уже, как говорится, в статусе победителя. И особенно жалко на ее фоне смотрелся разрекламированный блокбастер «Охотники на гангстеров», который вопреки ожиданиям публики, оказался пустоголовым одноразовым шутером. «Самый пьяный округ в мире», наоборот, порадовал традиционной для жанра вдумчивостью и размеренностью. Третий раз подряд после «Предложения» и «Дороги» режиссер продемонстрировал тонкий вкус и любовь к простым историям из жизни непростых людей.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий